Дом-легенда: вилла Борсани в Милане

Вилла Борсани — дом, который предвосхитил свое время и встал особняком среди проектов 1940-х. Тем интереснее, что это была одна из первых работ будущего классика мебельного дизайна.

Когда Освальдо Борсани занялся проектом своего будущего дома, который изначально предназначался для семьи его брата-близнеца Фульгенцио, ему еще не было тридцати. Окончив Миланский политех, братья продолжили традиции семейной мебельной мастерской в конце неспокойных 1930‑х, практически перед войной. Тем удивительнее этот проект, предвосхитивший свое время, — и сегодня многие решения выглядят довольно свежо.

Братья Борсани не так широко известны, как другие их соотечественники, — возможно потому, что апогей их творчества пришелся на 1950-е годы, когда феномен итальянского дизайна еще экспрессивно и хаотично формировался — во многом именно благодаря таким людям. Технологичная ветвь итальянского формотворчества обязана братьям Борсани большим количеством изделий-трансформеров: они создали много образцов нарождавшегося тренда функциональной мебели, которая могла раскладываться, откидываться, менять положения спинок. Использовались новые материалы (резина, пластмасса, сплавы), формировались «антибуржуазные черты», предлагавшие нарочитую лаконичность форм, функциональность и при этом доступность. Благодаря превосходному дизайну и деловой хватке Освальдо Борсани его мебель стала востребована — ее приобретали для своих проектов Alitalia, Eni и другие известные компании. Во многом эта мебель определяла лицо общественных помещений Италии тех лет.

Освальдо Борсани на одном из созданных им диванов.

Братья Борсани за работой.

Возможно, именно благодаря ориентированности всего дизайн-процесса на технологические аспекты с фирмой охотно сотрудничал один из основателей стиля хай-тек лорд Норман Фостер. И сегодня компания Tecno, основанная в 1953 году синьором Борсани, является едва ли не единственной итальянской маркой, выпускающей помимо прочего технологичную офисную мебель.

Однако мебель, выполненная по лекалам, всегда деперсонализирована и создается достаточно быстро. Другое дело — архитектурные проекты, которые тщательно обдумываются и могут потребовать десятков заказных изделий. Именно в них максимально раскрываются дизайнеры, тем более если проект создается фактически под себя. Для синьора Борсани таким проектом стала собственная вилла, утопающая в зелени просторного сада.

Историческое фото виллы Борсани — за восемьдесят лет интерьер практически не изменился.

Пергола. Через открытую дверь на заднем плане видна лестница в гостиной. Фото сделано в 1945 году.

Дом возведен в середине прошлого столетия в небольшом ломбардском местечке Варедо, предместье Милана, недалеко от будущей фабрики Tecno. Кирпичный оштукатуренный особняк состоит из строгих объемов и имеет четкий рациональный план. Каждая деталь была тщательно проработана, будь то удлиненные окна или невероятный изразцовый камин, над которым вместе с Освальдо поработали его институтские друзья — Лучо Фонтана и Адженоре Фаббри.

Гостиная наполнена множеством деталей. Пол из резного мрамора. Лестница, которая выглядит весьма современно, выполнена из мрамора, стекла и массива ореха (из него изготовлены перила).

Каминный уголок в гос­тиной. Сложный камин с изразцами синьор Борсани придумал вместе с Лучо Фонтана. Два кресла перед камином — модель P110, разработанная Освальдо Борсани. ­Настенные светильники придумал друг архитектора ­Гульельмо Ульрих.

Несколько поколений семейства Борсани наследовали этот дом, но интерьер претерпел минимальные изменения и сегодня представляет музейную ценность не только из-за имени своего создателя, но и в качестве образца уникального эклектичного стиля, в котором выполнена вилла. Ремесленные традиции Ломбардии в этом удивительном интерьере сочетаются с инновациями, которые были близки владельцу, — неоклассическими приметами муссолиниевских 1940-х, проявившимися в монументальности отделки и модернистски смелых абрисах мебели.

При всем при этом вилла Борсани — это полноценный жилой дом, просто созданный стараниями талантов своего времени. Она стала воплощением, как сказали бы сейчас, «нового, современного стиля жизни», который вызывал в 1940-х восхищение и выглядел остромодным. И сегодня, когда любой винтаж середины XX века неизменно вызывает восторг, этот интерьер тем более актуален.

Малая гостиная с мебелью фабрики Освальдо Борсани.

Библиотека. Старинная мебель соседствует с образцами, разработанными братьями Борсани. Картина Адриано Спилимберго. В начале 1950-х художник вместе с Освальдо Борсани создал несколько предметов мебели.

Столовая с бразильским столом из оникса и набором стульев, спроектированных Освальдо Борсани.

Синьора Борсани не стало еще в 1985 году, но благодаря его семье у нас есть возможность познакомиться не только с его мебельными иконами, выставленными в музеях дизайна. На вилле собраны обширные архивы — кропотливо каталогизированные, они содержат тысячи документов, в том числе рисунков, акварелей, фотографий и писем, охватывающих пятьдесят лет карьеры братьев Борсани.

Их идеи, тяга к новым материалам и энергия били неисчерпаемым фонтаном: в архиве скопились чертежи множества самых разнообразных изделий, включая ворота, ковры, витражи, кровати, телефонные аппараты и даже пчелиные ульи. Многие из этих изделий были воплощены и нашли применение при проектировании и в обстановке виллы, которая будет периодически открывать уникальные интерьеры для ценителей дизайна и истории. Сходите посмотрите: у Борсани и в ХХI веке есть чему поучиться. И заодно загляните на ретроспективную выставку в Миланской музее дизайна.

Каминный уголок в одной из спален.

Вид на парк, раскинувшийся вокруг виллы.

Поделиться статьей: