Пётр Зайцев известен прежде всего как архитектор. Его необыкновенно яркие офисы и сложные концептуальные проекты отличаются активным геометрическим стилем. Все они были созданы мастерской za bor (za тут как раз от фамилии Зайцев), которой Пётр вместе со своим партнером руководил пятнадцать лет. Но несколько лет назад архитектура уступила место скульптуре. Сам Пётр говорит, что хотел найти дело, где не приходилось бы ни от кого зависеть — ни от партнеров, ни от подрядчиков. Возможно, секрет не просто талантливого, но еще и невероятно дисциплинированного и целеустремленного художника в том, что, добившись в новом увлечении высот, он попросту к нему охладевает. В молодости Пётр успевал не только проектировать, но и писать музыку, сниматься как фотомодель для известных журналов, делать макеты и вообще заниматься самыми разными вещами как внутри, так и за пределами основной профессии. Причем всегда с успехом. Так что могли быть и более экзотические занятия, но выбор пал на скульптуру. Вскоре объекты Петра обосновались в самых разных интерьерах, стали призерами конкурсов и экспонатами выставок по обе стороны Атлантического и Тихого океанов. И это притом, что в качестве основного медиума Пётр выбрал довольно специфический материал — бетон (возможно, потому, что, как архитектор, знает о нем всё). Однако создаваемые им образы всегда выражают глубокие эмоции — это своего рода творческая манера Петра как скульптора. В каждой форме легко считывается глубокий симбиоз грубого неартикулированного материала и подлинных переживаний, присущих лишь живым, остро чувствующим существам.

«Ф43». Эта скульптура — визуальная метафора человеческой жизни, запечатленная в гипсе. Голова, рассеченная надвое, словно раскрывает внутреннюю историю человека, обнажая слои прожитых лет, каждый из которых хранит в себе опыт, воспоминания и переживания. Разноцветные слои, видимые на срезе, становятся хронологией судьбы — чередой событий, формирующих личность. В самом центре, среди следов времени, остается нетронутым чистый белый ребенок — символ изначальной сути, той внутренней чистоты и непосредственности, с которой начинается жизнь. Он словно затаился внутри накопленного опыта, неизменный, первозданный, спрятанный за пластами времени. Эта работа создается индивидуально для каждого человека, отражая его уникальный путь, его радости, утраты и перемены. Это скульптурный портрет не только внешности, но и прожитой жизни, воплощенный в материале, который сам напоминает осколки времени.

«Детеныш дракона». Отступив от стереотипного представления о драконе как о несравненном в своем великолепии царе метафизического зверинца, скульптор создал его трепетным и беззащитным, свернувшимся в позе эмбриона. О нем подсознательно хочется позаботиться. Пётр считает, что этот трогательный образ навеян детским воспоминанием: «Тридцать шесть лет назад моя мама на кухне делала маленьких драконов из муки, воды и соли, запекала их, раскрашивала и ездила продавать на Измайловский рынок по одному рублю. А я восьмилетний на всё это смотрел. И теперь придумал свою версию».

«Гиппо’25». Бетонная статуэтка воплощает в себе гармонию массивности и добродушия. Округлые формы и плавные линии придают образу бегемота мягкость, а легкая улыбка на морде делает его удивительно обаятельным. Бетон — материал, обычно ассоциирующийся с суровой монументальностью, в этой скульптуре приобретает живую, естественную почти теплую пластику, уютную и умиротворяющую.

«Носороги’25». Два носорога, слившиеся в объятиях, — аллегория силы, наполненной нежностью. Их мощные тела, символизирующие неукротимую энергию, в этот момент кажутся мягкими — всю глубина чувств воплотилась в этом прикосновении. Эта скульптура — напоминание о том, что даже самые суровые создания способны на нежность, а за внешней мощью всегда скрыта живая, трепетная душа.

Пантера. Скульптура на заказ для проекта известного архитектора в двух экземплярах — черном и белом. Стилистика и пластика пантер напоминают об эстетике ар-деко.

«Слияние М». Эта скульптура — метафора отношений, в которых границы между двумя людьми становятся зыбкими и расплывчатыми. Мужская и женская фигуры соединены так тесно, что теряют свою отдельность, превращаясь в единый монолит. Однако, несмотря на это слияние, между ними остается напряжение, будто невидимая граница все же существует. Женская фигура мягкая, текучая по пластике, ее формы плавны и округлы, словно она готова раствориться в партнере, довериться, стать частью общего целого. В отличие от нее, мужская фигура более угловата, напряжена, в ней ощущается скрытая жесткость. Он как будто внутренне защищается, не позволяя внешнему миру проникнуть внутрь, даже в момент столь близкого контакта. Эта работа раскрывает сложную динамику человеческих взаимоотношений — стремление к слиянию и страх потери себя, нежность и сопротивление, любовь и границы, которые мы сознательно или бессознательно выстраиваем. Бетон, как материал, усиливает эту идею: прочность и тяжесть любви, невозможность полного разделения и неизбежный отпечаток, который один человек оставляет в другом.















