Полвека в ветошном ряду: репортаж с 50-го Российского Антикварного салона & Lifestyle «Искусство интерьера»

Репортаж арт-критика Арсения Штейнера с 50-го Российского Антикварного салона и его специальная экспозиция Lifestyle «Искусство интерьера».

Читая гордую вывеску «50 Российский антикварный салон & Lifestyle: Искусство интерьера», что написана золотыми буквами на фасаде украшенного елками Гостиного двора, случайный прохожий мог бы подумать так: «молодцы российские антиквары! 50 лет стоят на страже культурного наследия». Как ни странно, именно так он и думает, и даже в интернетах уже кое-где написано о пятидесяти годах антикварной торговли. Однако случайный прохожий — редкий гость на Ильинке, а все, кто толпился четыре дня в конце ноября у Гостиного двора, прекрасно знают, что первый антикварный салон Российской Федерации открылся в 1996 году в ЦДХ. За неполные тридцать лет Салон стал, как говорит его основатель и бессменный руководитель Василий Бычков, «фундаментом цивилизованного арт-рынка России». Конечно, чему же еще лежать в фундаменте цивилизации, как не проверенным временем предметам?

Автор репортажа арт-критик Арсений Штейнер на стенде Planz.

Полиптих Александра Жерноклюева по мотивам эротических открыток начала XX века на стенде Planz.

На стенде Planz. На втором плане стенд по дизайну Кирилла Истомина.

Совместный проект Алекса Петунина и Виктории Манкевич.

Скульптура Вильгения Мельникова.

Ярмарка этого года с юбилейным 50 номером стала самой представительной, уверены организаторы, за всю историю Салона. В прошлом году было больше экспонентов (250 в 2023, 191 в 2024), но меньшее количество современного искусства послужило Салону только к украшению, а то, что осталось, уже уверенно мигрирует в сторону антиквариата, как, например, традиционные в Гостином дворе Олег Целков, Оскар Рабин, Анатолий Зверев и Марк Шагал. Салон пока что не лучшее место, чтобы к ним прицениваться: 1 800 000 р. за раннюю графику Владимира Немухина, художника, как ни крути, второго ряда, —  несколько чересчур. Но опытный руководитель Салона Василий Бычков, конечно же, прав: фундаментом для художественного рынка служит антиквариат. Все там будем.

Нон-конформизм становится антиквариатом: Лидия Мастеркова и Оскар Рабин

Живопись Петра Петровичева и его дочери, Kushnir gallery.

Инна Хегай на стенде своей галереи.

Стенд галереи «Метрополитан».

Стенд Антикварного Салона А. Лелянова.

Беда торговца предметами старины (а также владельца — но оставим это за скобками) — естественный износ. Поэтому достойна профессионального восхищения практически музейная (однако, без этикетажа) экспозиция Галереи Кирилла Данелия, на которой был представлен фрагмент саркофага (7 млн. р.) и другие древнеегипетские артефакты. Хорошо сохранившиеся голова и грудной отдел жрицы III века до н.э. уверенно притягивали и зрителей, утомившихся от цветного разнообразия соседних стендов. Из русского наследия трудно не задержаться у миниатюрной версии «Гитариста» (1823) Василия Тропинина на стенде галереи Инны Хегай: вещь маленькая, но возраст в двести лет придает ей монументальность.

На стенде Галереи Кирилла Данелия был представлен фрагмент египетского саркофага.

Фрагмент египетского саркофага на стенде Галереи Кирилла Данелия.

«Гитарист» Тропинина есть в топ-листе, составленном экспертами Антикварного Салона, однако вверху этого списка стоят более заметные вещи: вернувшаяся в Россию «Золотая дань» (1908) мирискусника Бориса Анисфельда, для которой позировала Ида Рубинштейн, и два пейзажа Айвазовского. Надо полагать, этот топ-лист так же, как ежегодно обновляемый список похищенных предметов, служит для нужд закрытой антикварной индустрии. А для наших современников, которые занимаются не отягощенными историей предметами, исправлено упущение прошлого года и роздан целый ворох наград за удачный стенд в категории лайфстайл.

Стенд архитектурного бюро SIO & Francesco Molon.

По итогам Салона наградили, кажется, всех. Номинация «Лучший дизайн экспозиции» отдана самому первому по улице лайфстайла стенду Архитектурного бюро SIO & Francesco Molon. Это была музыкальная гостиная с камином и роялем, за которым сидела усталая, но вдохновленная девица. «Самой стильной экспозицией» стала зона Интерьерного ателье «Частная резиденция» с гигантской барочной люстрой и тоже с роялем. «Лучшее художественное решение экспозиции» у Студии Teplitskaya Design, «Самая атмосферная экспозиция» у Дизайн-студии Оксаны Кашенко «Вкус интерьера» (да, в этом году Оксана дизайнер, вы не ослышались), «Самая магнетическая экспозиция» у J&L Design by Lia Manzoni. В самом деле, огромные одуванчики из шелковых нитей Лии Манцони невероятно завораживают (хотя с одуванчиками в последнее время наметился очевидный переизбыток).

Стенд дизайн-студии Оксаны Кашенко «Вкус интерьера».

Фрагмент стенда дизайн-студии Оксаны Кашенко «Вкус интерьера».

Оксана Кашенко (теперь дизайнер) на своем стенде.

Стенд ателье «Новый интерьер» и дизайнера Альбины Галимовой.

На стенде Анастасии Маковской / Mallers / «Ампир-декор».

На стенде Анастасии Маковской / Mallers / «Ампир-декор».

На стенде Ювелирного дома MaximiliaN London.

Екатерина Боровкова на стенде своей компании Borovkova.studio / ADJ.

Текстильный дизайнер Кирилл Овчинников на своем стенде.

Компания CLUEV представила, среди прочего, новые роскошные изделия из малахита.

Стенд премиальной китайской керамики DSGY JUN PORCELAIN.

Стенд премиальной китайской керамики DSGY JUN PORCELAIN.

Стенд дизайнера Елены Теплицкой.

Ювелирный стенд Alexey Zubov / Generalova Jewelry.

Стенд «Профессорская квартира» проекта «Арт-Истории».

Ювелирный стенд Vladimir Goncharov Jewellery.

Стенд интерьерного ателье «Частная резиденция».

На стенде художника Лии Манзони.

На стенде художника Лии Манзони.

Стенд салона «Галерея Арт» и фабрики Jules Pansu.

Детали. Стенд салона «Галерея Арт» и фабрики Jules Pansu.

Детали. Стенд салона «Галерея Арт» и фабрики Jules Pansu.

Стенд Victoria Mobili и Marina Lotsman.

Стенд компании «Империал стиль», ковры работы Ильи Пиганова.

Стенд арт-агентства «Полет», новая живопись Данилы Архипенко.

Аналогичные «звания» получили и все остальные. Однако ярмарочная топология, когда каждый стенд — открытый балаган со своим роялем, рассеивает внимание и выигрывают те экспоненты, которые применяют ярмарочный же броский подход. Например, J&L Design с одуванчиками всех оттенков белого. Или Галерея художественного металла ARTVIVO с монументальной стальной мебелью в стиле Sci-Fi (очень удобные кресла, кстати). Издалека привлекает глаз и их художественный металл — который оказывается вблизи не чеканкой, а бронзовым литьем ограниченного тиража. Или новая (всего два года) галерея Planz, которая умело распорядилась выгодным местом в самом центре Гостиного двора, практически перекрестком. Офорты недавно умершего художника Николая Пономарева они разложили на мягких диванах и расставили оранжевые ящики для перевозки предметов искусства — не хочешь, да посмотришь, что там.

На стенде ARTVIVO. Коллекция мебели Dune.

Екатерина Аксёнова-Чаленко и Олег Аксёнов, ARTVIVO на своем стенде.

Одна из новых литых скульптур на стенде компании ARTVIVO.

Сам нейминг «лайфстайл», к сожалению, не очень удачный. Есть в русском языке такое неписаное правило — называть явление, параметры которого затруднительно определить, заграничным словом. Я сам некоторое время искал этот «лайфстайл» среди улиц Антикварного Салона, пока не понял, что уже не раз его прошел. Основной признак оказался такой: там, где новая мебель и новые картины — это лайфстайл, остальное антиквариат или ювелирные ряды. Последние пару лет к разделу «лайфстайла» привлекала внимание и задавала общий тон тема «русский стиль», отсутствующая в этом году. За нее отвечало одно мероприятие публичной программы: круглый стол «Деликатный взгляд на русский стиль», всего один час из четырех дней.

К 50 изданию Российский Антикварный Салон хорошо диверсифицирован. Три основных раздела, искусство интерьера, ювелирное искусство и собственно антиквариат во всем его многообразии, закрывают широкий спектр интересов аудитории. Да, отпал отдельный блок современного искусства, но для него сейчас достаточно других ярмарок, не требующих поверки временем. А пластиковые утята TUD, разлетавшиеся на недавней Cosmoscow по 220 000 р., хорошо продавались и на Салоне. Это смешной, конечно, но яркий показатель успешности площадки не только у профессионального зрителя. Впрочем, весь наш лайфстайл — потенциальный антиквариат, и потомки, возможно, будут вам благодарны, что бы вы на ярмарке ни купили: вечное стальное кресло, картину Айвазовского или раскрашенную штамповку из пластмассы.

Утки TUD,

Работы художника Светланы Дитятовской.

Живопись Олега Целкова.

Нефритовый Будда анфас и в профиль и мелкая пластика Зорикто Доржиева на стенде Khankhalaev Gallery.

Эффектный леттеринг каллиграфа в работах художника Светланы Дитятовской.

Поделиться статьей: