Читая гордую вывеску «50 Российский антикварный салон & Lifestyle: Искусство интерьера», что написана золотыми буквами на фасаде украшенного елками Гостиного двора, случайный прохожий мог бы подумать так: «молодцы российские антиквары! 50 лет стоят на страже культурного наследия». Как ни странно, именно так он и думает, и даже в интернетах уже кое-где написано о пятидесяти годах антикварной торговли. Однако случайный прохожий — редкий гость на Ильинке, а все, кто толпился четыре дня в конце ноября у Гостиного двора, прекрасно знают, что первый антикварный салон Российской Федерации открылся в 1996 году в ЦДХ. За неполные тридцать лет Салон стал, как говорит его основатель и бессменный руководитель Василий Бычков, «фундаментом цивилизованного арт-рынка России». Конечно, чему же еще лежать в фундаменте цивилизации, как не проверенным временем предметам?
Ярмарка этого года с юбилейным 50 номером стала самой представительной, уверены организаторы, за всю историю Салона. В прошлом году было больше экспонентов (250 в 2023, 191 в 2024), но меньшее количество современного искусства послужило Салону только к украшению, а то, что осталось, уже уверенно мигрирует в сторону антиквариата, как, например, традиционные в Гостином дворе Олег Целков, Оскар Рабин, Анатолий Зверев и Марк Шагал. Салон пока что не лучшее место, чтобы к ним прицениваться: 1 800 000 р. за раннюю графику Владимира Немухина, художника, как ни крути, второго ряда, — несколько чересчур. Но опытный руководитель Салона Василий Бычков, конечно же, прав: фундаментом для художественного рынка служит антиквариат. Все там будем.
Беда торговца предметами старины (а также владельца — но оставим это за скобками) — естественный износ. Поэтому достойна профессионального восхищения практически музейная (однако, без этикетажа) экспозиция Галереи Кирилла Данелия, на которой был представлен фрагмент саркофага (7 млн. р.) и другие древнеегипетские артефакты. Хорошо сохранившиеся голова и грудной отдел жрицы III века до н.э. уверенно притягивали и зрителей, утомившихся от цветного разнообразия соседних стендов. Из русского наследия трудно не задержаться у миниатюрной версии «Гитариста» (1823) Василия Тропинина на стенде галереи Инны Хегай: вещь маленькая, но возраст в двести лет придает ей монументальность.
«Гитарист» Тропинина есть в топ-листе, составленном экспертами Антикварного Салона, однако вверху этого списка стоят более заметные вещи: вернувшаяся в Россию «Золотая дань» (1908) мирискусника Бориса Анисфельда, для которой позировала Ида Рубинштейн, и два пейзажа Айвазовского. Надо полагать, этот топ-лист так же, как ежегодно обновляемый список похищенных предметов, служит для нужд закрытой антикварной индустрии. А для наших современников, которые занимаются не отягощенными историей предметами, исправлено упущение прошлого года и роздан целый ворох наград за удачный стенд в категории лайфстайл.
По итогам Салона наградили, кажется, всех. Номинация «Лучший дизайн экспозиции» отдана самому первому по улице лайфстайла стенду Архитектурного бюро SIO & Francesco Molon. Это была музыкальная гостиная с камином и роялем, за которым сидела усталая, но вдохновленная девица. «Самой стильной экспозицией» стала зона Интерьерного ателье «Частная резиденция» с гигантской барочной люстрой и тоже с роялем. «Лучшее художественное решение экспозиции» у Студии Teplitskaya Design, «Самая атмосферная экспозиция» у Дизайн-студии Оксаны Кашенко «Вкус интерьера» (да, в этом году Оксана дизайнер, вы не ослышались), «Самая магнетическая экспозиция» у J&L Design by Lia Manzoni. В самом деле, огромные одуванчики из шелковых нитей Лии Манцони невероятно завораживают (хотя с одуванчиками в последнее время наметился очевидный переизбыток).
Аналогичные «звания» получили и все остальные. Однако ярмарочная топология, когда каждый стенд — открытый балаган со своим роялем, рассеивает внимание и выигрывают те экспоненты, которые применяют ярмарочный же броский подход. Например, J&L Design с одуванчиками всех оттенков белого. Или Галерея художественного металла ARTVIVO с монументальной стальной мебелью в стиле Sci-Fi (очень удобные кресла, кстати). Издалека привлекает глаз и их художественный металл — который оказывается вблизи не чеканкой, а бронзовым литьем ограниченного тиража. Или новая (всего два года) галерея Planz, которая умело распорядилась выгодным местом в самом центре Гостиного двора, практически перекрестком. Офорты недавно умершего художника Николая Пономарева они разложили на мягких диванах и расставили оранжевые ящики для перевозки предметов искусства — не хочешь, да посмотришь, что там.
Сам нейминг «лайфстайл», к сожалению, не очень удачный. Есть в русском языке такое неписаное правило — называть явление, параметры которого затруднительно определить, заграничным словом. Я сам некоторое время искал этот «лайфстайл» среди улиц Антикварного Салона, пока не понял, что уже не раз его прошел. Основной признак оказался такой: там, где новая мебель и новые картины — это лайфстайл, остальное антиквариат или ювелирные ряды. Последние пару лет к разделу «лайфстайла» привлекала внимание и задавала общий тон тема «русский стиль», отсутствующая в этом году. За нее отвечало одно мероприятие публичной программы: круглый стол «Деликатный взгляд на русский стиль», всего один час из четырех дней.
К 50 изданию Российский Антикварный Салон хорошо диверсифицирован. Три основных раздела, искусство интерьера, ювелирное искусство и собственно антиквариат во всем его многообразии, закрывают широкий спектр интересов аудитории. Да, отпал отдельный блок современного искусства, но для него сейчас достаточно других ярмарок, не требующих поверки временем. А пластиковые утята TUD, разлетавшиеся на недавней Cosmoscow по 220 000 р., хорошо продавались и на Салоне. Это смешной, конечно, но яркий показатель успешности площадки не только у профессионального зрителя. Впрочем, весь наш лайфстайл — потенциальный антиквариат, и потомки, возможно, будут вам благодарны, что бы вы на ярмарке ни купили: вечное стальное кресло, картину Айвазовского или раскрашенную штамповку из пластмассы.