Старинный дом, о котором пойдет речь, находится в самом центре Краснодара, в глубине двора. «Это не достопримечательность, он был никому не известен и не интересен, дом не признан памятником архитектуры даже регионального значения. Совсем небольшой, но со многими сохранившимися оригинальными деталями — от башенок на фасаде до изразцовой печи. Годы постройки и первого владельца установить не удалось — дореволюционные архивы Краснодара скудны, и почти все старинные особняки по документам датируются 1917–1918 годами». К счастью, объявление о продаже дома попалось на глаза Виктории Иванович — интерьерному дизайнеру и хозяйке винтажного магазина Sofa.Secondinterior.
Увидев объявление, она буквально влюбилась: «Этот дом такой же, как мой любимый Краснодар, — простой и затейливый одновременно. В чем-то он даже слишком вычурный, а где-то, напротив, чересчур скромный. Когда впервые увидела его фото в объявлении о продаже, не могла уснуть, ждала утра, чтобы быстрее его осмотреть». Состояние дома оставляло желать лучшего: у предыдущих владельцев не было ни сил, ни средств на ремонт. Но говорят же, не было бы счастья, да несчастье помогло, — благодаря этому обстоятельству дом остался нетронутым: с оригинальными окнами и фурнитурой на них, изразцовой печью, и даже доски на полу под слоями линолеума и краски оказались вековыми и в довольно приличном состоянии. «Разглядев все получше, я поняла, что это место идеально подходит для нашего винтажного магазина, — вспоминает Виктория. — Коллекция мебели и светильников будет смотреться здесь просто великолепно».
Состояние дома и связанные с этим сложности Викторию не испугали: как дизайнер, она не понаслышке знакома с реставрационными процессами — недаром решила сделать их частью своей повседневной работы. Начиналось все с небольших предметов интерьера, а сейчас речь уже идет непосредственно о восстановлении дома в первоначальном виде. «Главным принципом любой реставрации для меня является известная всем медикам максима Гиппократа primum non nocere — не навреди. Поэтому мы не стремимся к скорейшему завершению процесса».
Год шли работы по замене коммуникаций и приведению стен в порядок. Аккуратно и неспешно реставраторы искали тот слой побелки и обоев, который был первым, надеялись найти росписи на стенах или оригинальный цвет. «С этим не повезло, и мы приняли решение просто оставить стены белыми. Это временно, ведь впереди реставрация лепнины — долгий и кропотливый процесс. Так что белый цвет стен — это подложка, холст. Мы восстановили центральный исторический вход: купили оригинальный кованый дореволюционный надкрылечник, двери тоже старинные. Они сейчас находятся в процессе реставрации, как и окна, которые мы ни за что не поменяем на пластик, а просто восстановим рассыпавшиеся от времени части и защитим от дальнейшего разрушения сохранившиеся детали».
В ближайших планах Виктории щадящая очистка фасада, после которой дом станет самим собой, таким же красивым, как и сто лет назад. «Кстати, мы уже провели одно мероприятие в этих стенах. Это была фотовыставка Ульяны Костюковой „Энтузиасты тлена“, на которой был представлен десятилетний архив фотографа о дореволюционной архитектуре Краснодара. К сожалению, некоторых зданий и архитектурных деталей из этого архива уже не существует. Выставкой мы хотели привлечь внимание к этим крупицам исчезающий истории, к домам, которые могут радовать горожан своим первозданным видом еще минимум сто лет. На юге почему-то совсем немного ценителей старины, но мы не сдаемся и на собственном примере показываем, как можно огранить эти „замшелые камни“. Надеемся, что это станет востребованным и появится сообщество любителей домов и вещей с историей».
И мы надеемся, что после публикации этого незаурядного проекта ряды «энтузиастов тлена» и любителей «замшелых камней» пополнятся, ведь, если задуматься, нет ничего ценнее времени, а старина — не что иное, как его концентрированное материальное выражение.