Становится традицией, что каждый год у ярмарки современного искусства Cosmoscow — новоселье. В прошлом году она переехала из Гостиного двора в «Экспоцентр» на Красной Пресне, и это считалось у причастной публики изгнанием. В 2024 ярмарка окончательно вытеснена из центра на задворки, в окрестности Петровско-Разумовской. Такая релокация, в соответствии с трендом на децентрализацию, пошла ярмарке на пользу: отбрасывая позавчерашние центровые понты, все больше Cosmoscow становится похожа на профессиональную — для оформителей интерьеров — выставку.
Cosmoscow в этом году шла 4 дня в конце октября в новейшем выставочном комплексе «Тимирязев-центр», который буквально несколькими днями ранее открывали Собянин и Патрушев. Здание принадлежит Минсельхозу и управляется Тимирязевской академией. Неудивительно, что самым первым проектом в нем стала отраслевая выставка «Золотая осень». Так что следующей выставке, художественной ярмарке Cosmoscow, было на кого равняться. Но насколько удачен оказался симбиоз совриска с Минсельхозом, мы узнаем только осенью следующего года. Надеюсь, в 2025 нам не придется ехать в Химки или Королев.
Район ТПУ Петровско-Разумовская, конечно, развивается в ритме нашего стремительного времени, но общими очертаньями представляет собой при Собянине так же, как при Брежневе и Хрущеве, вариацию мема «мама, здесь какие-то коровники». Чтобы только увидеть Тимирязев-центр, на месте которого совсем недавно было примыкающее к железной дороге чисто поле, нужно пройти сквозь квартал панельных многоэтажек. Они тесно нависают над прохожим, как гигантские брикеты мороженого и, кажется, шатаются на промозглом октябрьском ветру. Вот уже за черными деревьями завиднелось радостное сияние центра, но прямой путь преградит забор из сетки-рабицы. На сырые тропы вдоль забора каждый порыв ветра рассыпает пшено из птичьих кормушек. Идешь вдоль забора, топчешь зерно… буколическая картина эта не настраивает на деловой лад. Возможно, это одна из причин, по которой многочисленные комментаторы отмечали некоторый рассинхрон между «коммерческой» и «художественной» программами Cosmoscow.
На открытии таких мероприятий традиционно стоит давка, как в трамвае. Когда продираешься сквозь хвосты у даровых баров и посекундно раскланиваешься со знакомыми, нет просто физической возможности рассмотреть контент внимательно. Но у Cosmoscow есть специальное время по утрам, называется «час коллекционера», когда на ярмарку не пускают даже публику по билетам. А по делу — пожалуйста. Подразумевается, кто пришел раньше, тот все лучшее и купил. И в этот тихий час есть свобода разойтись по интересам; как водится, в разные стороны.
Самая первая ярмарка Cosmoscow в 2010 году представляла в основном зарубежные галереи, такой был в те баснословные времена запрос. На вторую добавились основные галереи из Москвы и Питера и дали, помнится, вещи со своих недавних выставок: новая ярмарка позиционировала себя как прогрессивная замена морально устаревшей Арт-Москве, но никто не знал, с какой стороны к прогрессу правильно подойти. А за последние годы подход к формированию ярмарочных экспозиций стал заметно профессиональнее — в том смысле, что опытные галереи относятся к своему стенду не как к «выставке», а как к витрине для ходового товара. Есть такие, что каждый год выставляют одних и тех же художников — и, значит, такой подход коммерчески оправдан.
Среди таких уверенных экспонентов нужно отметить галереи 11.12 и Восточную. Традиционно на стенде Восточной висит замечательно стабильный Леонид Ротарь и крепкий мастер Семен Агроскин, у 11.12 новые фантасмагорические пейзажи затворника из Уфы Рината Волигамси и новые же, почти абстрактные вещи Владимира Семенского. Естественно, ассортимент галерей не исчерпывается объемом стенда, который рассчитан на спонтанные покупки. Основной профит на Cosmoscow, как и на прочих профессиональных ярмарках — контакты с надежными поставщиками.
Никто не ожидал сюрприза и от галереи «Веллум», которая давно и успешно работает преимущественно с наследием старых мастеров. На ее стенде должен был быть Эрнст Неизвестный. Но в ночь перед открытием хозяйка галереи Любовь Агафонова эмоционально сменила концепцию и закрыла стенд яркими, радостными, жизнеутверждающими работами из его известного проекта «Сверхновая Москва». Все как мы любим. К Гинтовту прилагалась графика Алексея Щусева и пара литографий Тимура Новикова. На мой (и далеко не только мой) вкус, «Веллум» наравне с питерской галереей «МИФ» могла бы разделить статус лучшего стенда Cosmoscow-2025. Но есть нюансы.
Русское современное искусство начиналось как кустарное производство. Легенды о полузапретном, полуофициальном существовании кружков по интересам на обочине «большого искусства» — Арефьевцев, Лианозовцев, НОМЫ, «Чемпионов Мира» и проч. и проч. вшиты в код русского арт-процесса. До сих пор самые энергичные молодежные выставки, где можно искать перспективные имена, проходят в старых гаражах без света, разбитых цехах, до которых еще не дошли девелоперы, поросших плесенью подвалах, в которых любой (да) художественный предмет неизбежно излучает свет нездешний. На ярком солнце, конечно, картина сильно меняется. Борис Матросов (один из «Чемпионов Мира», а впоследствии автор знаменитой надписи «Счастье не за горами» в Перми), прямо говорит: мы делали наши картины на помойке прямо перед выставочным залом и никогда не заботились о сохранности, не понимаю, зачем спустя 40 лет им висеть в музее. Персональную выставку Матросова сейчас готовит Объединение «Выставочные залы Москвы».
В рамках этой кустарной традиции на Cosmoscow есть несколько стендов, содержимое которых глаз пропускает как несущественное и неважное. Там что-то грязное, серенькое, бесформенное, колоченое из трухлявых досок в концепции «русское бедное». Каково же будет удивление не испорченного профдеформацией зрителя, когда он узнает, что большие грязные мутные картины написаны «художницей года» по выбору Cosmoscow, а проект так и называется — «Постоянство веселья и грязи». Это из Хармса, и спасибо, что не вспомнили Кафку: со всем почтением к художнице, я легко могу представить эти картины где-нибудь на автомойке, но не в домашнем интерьере. А павильон новенькой галереи под управлением экзотической подруги одного питерского коллекционера, где по-барочному затейливо воспроизведен интерьер богатой городской помойки (художники И. Чемакин, Н. Энгельке и др.) назначен «стендом года». Ну… что знаем мы о радости чужой? Эта бессмертная цитата из Дм. А. Пригова применима к многим явлениям современной культуры, от «постоянства грязи» до квадроберов.
«Объект искусства сегодня — это объект поломанный», пишет умница-культуртрегер Наталья Серкова в профильном «Художественном журнале». На здоровье. Но я совсем не ожидал, посидев в невероятно удобном минималистском кресле на стенде галереи Futuro, что автор в ответ на вопрос, пустит ли он опытный образец в серию, сядет на уши с такой речью: «Я не дизайнер, я художник! Мне совсем не нужно, чтобы на стуле было удобно сидеть! Я проблематизирую проблему стула! Так меня научили в Голландии». Это был молодой художник Леонид Костин, пожелаем ему успеха. А нас интересуют целые, готовые к использованию по назначению вещи. Например, галерея «Наши художники» сделала на своем стенде настоящую моно-экспозицию великолепного живописца Алексея Ланцева и убедительно показала, что его работы будут хорошо смотреться даже в тесном домашнем интерьере. Опытнейшая галерея XL смогла найти баланс между «коммерческим» и «прогрессивным»: грибы пары классиков-концептуалистов (все концептуалисты сегодня классики) Игоря Макаревича и Елены Елагиной нашли новых хозяев, как и «настенные пуфы» Ирины Кориной. Эти сегментированные пуфы изображают какие-то социологические опросы и, на мой вкус, избыточно вычурны, как и всегда у Кориной, но у базара свои законы.
Профессиональная ярмарка — это возможность посмотреть на достижения регионов. Впервые на Cosmoscow выступила старейшая уфимская галерея «Мирас». Для первого раза они решили пойти с тяжеловесов: Мидат Мухаметов и покойный Василь Ханнанов — участники легендарной группы башкирских авангардистов «Чингисхан». Оба очень хорошие художники, я сам выставлял их не раз, но решение привезти их именно на Cosmoscow было не лучшим. Полноценную экспозицию молодых художников Никиты Селезнева и Милены Стрелковой сделала петербуржская галерея «МИФ», она оказалась удачной и в коммерческом отношении: большая часть графики на стекле Стрелковой и ее же серебряных скульптур были проданы к третьему дню работы ярмарки. Галерея DiDi, также из Питера, решила не рисковать и привезла только небольшие яркие вещи: чудную бело-голубую керамику Артема Максимова (юный душой обозреватель «Художественного журнала» мог бы счесть ее «сломанной», но я бы назвал «фантастической»), вышивки и настольные объекты Павла Плетнева и несколько листов 1950-х годов ленинградского абстракциониста Михнова-Войтенко. К закрытию ярмарки стенд был пуст.
«Инвестиции в искусство», чем, бывает, завлекают неофитов на этот рынок, дело сомнительное в наши интересные времена. Современное искусство — все-таки не предмет роскоши или первой необходимости. Но за вещами, которые точно не потеряют в цене, традиционно нужно идти на стенд одной из старейших в Москве галерей «ФайнАрт». На Cosmoscow в этом году «ФайнАрт» вынес из запасников несколько холстов Сергея Шаблавина 1970-х, 2000-х и 2010-х годов. Мне лично никогда не надоест Шаблавин и, признаться, я рад, что он еще остается на рынке. Из молодых советую присмотреться к новому проекту SetProjects и его художнице Полине Уваровой: очень симпатичная графика и пока совсем недорого.
В этом году на ярмарке очень хорошо пошла коллаборация с брендами. Всем знакомая — уже больше 20 лет катается по свету — «Частная Луна» Леонида Тишкова и его более новый и менее заезженный «Куб космоса» органично встали в инсталляцию «Лунный дом» с хай-тек холодильником и стиральной машиной. В одном из центральных стендов развернулась презентация парка скульптур, который будет построен в Мневниках. Участвуют также Тишков, Сергей Шеховцов и Григорий Орехов. Орехов известен своими гигантскими стальными матрешками, а Шеховцова можно было видеть на стенде галереи Elohovsky с вещами двойного назначения: это и белоснежные силиконовые рельефы, и утилитарные зеркала.
В интересные времена неуместно тратить время на пустяки. Cosmoscow еще колеблется между ярмаркой мастеров и отраслевой выставкой, но тенденция заметна правильная. Не так уж трудно пропускать мимо внимания шизотерику про «искусство для искусства» (читай — для самого художника и его кота) и пользоваться ярмаркой по назначению: для ознакомления с широким ассортиментом доступных интерьерных вещей и ключевыми посредниками. Планка качества на Cosmoscow высока, попасть впросак трудно. Конечно, в том случае, если вы пользователь искусства, а не коллекционер — у тех совсем другие заботы.