У Тины Тернер есть песня с очень осмысленным для поп-жанра текстом c длинным названием «What’s love got to do, got to do with it», вспомнилась она, потому что хочется с порога спросить: «What’s design got to do, got to do with it?», то есть в свободном переводе: «Ну, причём тут дизайн вообще?». Да, это слово вынесено в название мероприятия, но оно никак не представлено на нем самом. Точнее и понятнее было бы назвать это, предположим, «Неделей современных промыслов и российских производителей», или «Современное российское производство декора и мебели», или, чтобы совсем по-русски, «Неделя с агентствами креативных индустрий», но, повторюсь, зачем использовать слово дизайн и вводить в заблуждение посетителей, мне лично непонятно, за других сказать не могу. Дизайн — все-таки прежде всего художественное конструирование, в переводе на русский язык, каков он был в советских учебниках. Дизайнеры, конечно же, всегда стремились сделать свои изделия не только удобными, массовыми и функциональными, но и красивыми. Однако какое к дизайну имеют отношения промыслы, диваны, стулья и светильники, которые не просто вторичны, а часто повторяют очень известные оригиналы. Тут, конечно, уместно вспомнить Икею, которая прославила «шведский дизайн», на практике подворовывая всё, что ей нравилось (суды о плагиате компания выигрывала, просто заливая их деньгами), при помощи назначения условных дизайнеров, их как бы переосмысленных вещей. В этом нет ничего нового, так работает весь fast fashion, когда условный Chanel мгновенно превращается в не менее условной Zara в то же самое, только с ужасным кроем и кривыми швами, сшитыми трудолюбивыми детьми в Бангладеше, и стоит уже ровно в 100 раз дешевле. К этому можно по-разному относиться. Мы в интерьерных журналах тоже не безгрешны, те коллеги, которые работают уже 30+ лет, помнят, как в отсутствии фотобанков фотографировали в иностранных журналах нужного спикера или звезду и писали имя фотографа, который это снял, как бы прикрываясь, и был в статье Альдо Росси или Бред Питт, фотограф: Иван Иванов. Сейчас происходит во многом то же самое, но с мебелью, под рассказы о мировых тенденциях, высоком уровне дизайна и эргономике. Но хочется остановиться и спросить, у нас настолько все плохо в стране с талантливыми людьми, интересными производствами, новыми именами? Если плохо, то давайте обращаться к нашим великим русским и не только промыслам. Нам всем, я уверен, даже тем, кто понимает в дизайне, очень нравятся фестивали со вкусной едой и астраханской икрой на Красной площади, но они о другом. Иначе нужен кураторский отбор и жёсткая рука в отсечении участников. Нужно понять: подделки (даже на афише мероприятия было поддельное кресло Финна Юля), не лучшего качества масс-маркет с плохими стендами, строительные рынки (привет стенду «Каширский двор»), это нормально для выставки в «Манеже»? Если да, то возможно не стоит вводить в заблуждение публику и писать рядом со всем этим слово «дизайн».
Дизайнеров это все равно не обманет, если что-то и купят, то для совсем каких-то проектов, в их понимании не претендующих ни на что, так как ни один уважающий себя журнал это не опубликует. Вероятно именно поэтому в партнерах нет «Интерьера+Дизайна», который хоть и все еще живет в розовом мире и зачем-то выходит на русском и английском, но страстно борется с подделками. Более того, «продавая» как «дизайн» то, что не несет эстетической ценности, а является лишь повторением «международных тенденций», что следует понимать как бюджетные повторы итальянской и американской мебели, мы в России и останемся в состоянии вечного «евроремонта», просто трансформировавшегося в новое измерение. Так и через 20 лет бывшие сотрудники журнала AD и Elle Decoration будут обсуждать на лекциях вопрос «есть ли русский стиль в дизайне интерьера?». Его не будет при таком подходе никогда. Потому ничего не будет, когда на всю выставку один по сути стенд, эксплуатирующий приемы и ощущение русской эстетики формотворчества, у Дарьи Васильковой и она не копирует, а пытается делать свое, пусть и с как бы азулежу под гжель. В этом месте становится обидно и за настоящих дизайнеров и, особенно, за державу.
Оттого больнее видеть масштаб, высокое качество организации, наконец, самую, пожалуй, престижную из возможных выставочных площадок Москвы. Но, к сожалению, все это меркнет из-за экспозиции. Часть стендов, не переделывая, привезли с других выставок и видеть их было откровенно скучно, часть экспонентов просто поставили кое-как мебель и этим ограничились (возможно, потому что участие для многих экспонентов бесплатное, а значит нет смысла вкладываться и творчески в том числе). Возможно, все это от того, что проектом занимаются люди, либо совершенно не имеющие представление об индустрии дизайна, либо имеющие, но безразличные. Иначе объяснить качество, состав экспозиции и спикеров сложно.
Лекторий, даже когда сессии Московской недели дизайна были на ВДНХ, был намного насыщеннее прежде всего специалистами. Сейчас из всей деловой и лекционной программы, в которой было заявлено в районе 60 событий и несколько сотен имен, действительно известных в России профи наберется едва ли 5 человек, Олег Клодт, Сергей Труханов, Валентина Андреева, Марат Ка (который, учитывая его великолепное умение развлекать любую публику, едва ли не единственный, кто смотрится здесь абсолютно уместно), стоит упомянуть еще Марию Ахременкову, не очень известную, но по крайней мере одно из главных лиц Vox Architects, прочие известные бюро не прислали ни одного из своих сооснователей. Видимо, все известные имена должен компенсировать вечно молодой Сергей Лазарев (если вы зайдете на сайт компании ЦЕНТРСВЕТ вы там встретите сияющего Киркорова, это, кажется, явления одного порядка — притащить звезду, чтобы она как бы показала своим присутствием «уровень» того или иного события). Однако выглядит это все хорошо не в канве дизайн-мероприятия, а в контексте какой-то развлекательной ярмарки, которой по сути Московская неделя интерьера и дизайна и является. Вопрос лишь в том, при чем тут дизайн? Особенно российский.