Родина слышит, Родина знает!
«Города строят не архитекторы, а политики», — эту цитату приписывают не к ночи помянутому Уинстону Леонарду Спенсеру Черчиллю. Некий (на самом деле кажущийся) избыток политической компоненты на выставке «Русский дом» слегка обескураживал — за последние десятилетия, еще начиная с 90-х, мы привыкли ничего хорошего от государства в плане искусства не ждать, хотя бы потому, что большая часть тех, кто должен был продвигать русскую культуру и кого чиновники для этого выбрали, как только встал выбор — Родина или гранты, выбрали последнее, вылив ушат помоев на оставшихся «плохих русских» и государство, которое щедро их творчество спонсировало десятилетиями. К сожалению, пока не видно, что эти эпизоды чему-то научили профильные инстанции.
Однако для государства не просто нормально, а необходимо поощрять тех художников, именами которых оно будет неразрывно связано. Это хорошо понимали в СССР, поэтому весь мир знал не только Рублева и Бенуа, но и братьев Весниных, Александра Родченко, Веру Мухину. Вообще передвижники, супрематисты, конструктивисты известны за границей едва ли не больше, чем в самой России, и этого бы не было без той огромной работы, которые проделали в свое время чиновники Советского Союза.
И вот сейчас мы видим событие, которое проходит при поддержке объединения «Опоры России» и корпорации «Синергия», к участникам которого обращается Министр культуры с приветственным письмом, посвященным, в том числе, интерьерному дизайну и «многогранному наследию России». Возможно, стоит воспринимать это в позитивном ключе, несмотря на то, что привычки говорят нам об обратном.
Регионы против столиц
При этом, что важно, какой-то действительно идеологической компоненты в выставке не было совсем. Это был праздник. Праздник творчества, где-то интересный, где-то забавный, где-то вызывающий испанский стыд. Но в целом, это было интересно. В этом было разительное отличие «Русского дома» от других подобных, оседлавших «русский тренд», совершенно московских выставок: Made in Russia Expo, которая шла параллельно, была совершенно о другом, скорее о торговле и местной дизайнерской тусовке. Памятная «ТрынТрава», слегка усохшая без великолепной мебели Валентины Андреевы и ее фабрики Mrs Ruby, ушла в своего рода русскую метафизику и откровенно художественные произведения, не имеющие отношения к дизайну, причем довольно специфические. К тому же, в интерьерах усадьбы Муравьевых-Апостолов экспозиции складываются сами по себе очень плохо — в залах объекты смотрятся достаточно мелко разряжённо, в кабинетах наоборот всё кажется перегруженным. А еще там не наливают на открытии!
Так вот «Русский дом» был про Россию, и про дизайн, и про творчество, даже про промыслы и регионы — и это было интересно. Потому что регионы, в отличие от Москвы и Петербурга, не успели выкорчевать и отправить в топку свои «русские корни». Кроме того, оригинальные предметы, которые еще по пять раз не были представлены на других выставках, конечно, добавляли выставке самобытности, даже профессиональным посетителям ее нескучно было смотреть.
Сказочная Сибирь и сдержанная Кубань
Событие проходило в IRRI-Loft на Дербеневской набережной. Незаезженная пока площадка порадовала заводскими кирпичными цехами, среди которых терялись посетители, и не порадовала отсутствием парковок, хотя места было — хоть конем гуляй.
Если на втором этаже бывшего цеха обосновались стенды, представлявшие собой интерьерные сцены, собранные из продукции разных компаний, подчас довольно масштабные (гостиные, каминные зоны, столовые); еще там же были представлены российские производители и поставщики преимущественно отделочных материалов, но просто как таковые без идеи, то на первом этаже была развернута выставка с небольшими, но часто очень занятными стендами различных регионов. Организаторы и экспоненты на модный манер пытались называть их «капсулами», не понимая, что в мире моды этот термин применяется к предметам, идеально сочетающимися друг с другом, а у них, извините за мой русский, получились в лучшем случае «дропы», то есть было насыпано разного, часто не взаимосвязанного, но как бы на одну полку. В общем, оставив модную во всех смыслах терминологию из новояза, хочется сказать, что именно «понаехавшие» оказались самой интересной, лучшей и активной частью выставки.
Омск показывал затейливый камин, какие-то невероятные зеркала, линзы, а еще осетров, зайцев и комаров; Кемерово не ограничилось большой плоской шишкой из цветного стекла, а показало целую комнату с затейливыми светильниками и лесом за «окнами». Новосибирский стенд «Поймай удачу за хвост» украшали молодильные яблоки, а люди в кокошниках и косоворотках с упоением рассказывали про путешествие жар-птицы и ее пера через все предметы их стенда. Это было затейливо и интересно (кто-то скажет перформанс, а мы скажем «сказ»). Краснодарцы показали какой-то совершенно лаконичный интерьер, будто навеянный скошенными подмосковными полями и росписями «Гжельского куста», что было неожиданно и необычно, всегда ждем от Юга большей яркости. На контрасте смотрелась «Золотая Хата by Горская» — откровенный парчовый китч, который вполне компенсировал отсутствие золота и красных роз в кубанских павильонах. Были стенды просто с названиями, увешанные кучей QR-кодов, которые откровенно не справлялись со своими обязанностями — как только кто-то пытался их сканировать, возникал затор, отчасти поэтому часть самых эффектных стендов я в этом репортаже подписать не смогу. Старые добрые надписи крупным шрифтом — лучше, а главное скрепней и традиционней.
Трехдневная перегрузка
Собственно, это подводит нас к паре слов об организации. Традиционно у нашей Родины ужасный во всех смыслах PR, возможно поэтому выставку, как настоящий «Русский дом», эта беда стороной не обошла. В пресс-релизах пришлось продираться через какую-то лютую дичь с объяснением про обеды с какими-то звездами (из которых вся редакция знает только питерского светотехника Константина Цепелева), было неясно, будет превью или просто открытие, и тому подобные вещи просто заставили, я не сомневаюсь, многих профессиональных посетителей событие проигнорировать. Было откровенно мало рекламы и публикаций и все это было, что называется, «о другом», то есть интерес к событию не подогревали, хотя фактура мероприятия к этому всячески располагала. Вкупе с некоторой обособленностью бизнес-центра «Новоспасский», где находится IRRI-loft, многие до выставки просто не доехали. А еще для такого события, как мне кажется, просто мало трех дней.
Вообще, конечно, глядя на программу, глаза разбегались. И это не комплимент. Все-таки у события должен быть мощный фокус. Конечно, это экспозиция, но вокруг нее было столько всего, что голова могла пойти кругом у кого угодно, обычно даже на больших выставках нет такого количества активностей: награждений, лекций, каких-то параллельных программ. Это, в целом, для любого события хорошо, но не когда это превращается буквально в винегрет из мелко нарезанных ингредиентов.
Марафоны желаний
Еще одним катастрофически слабым местом события стала деловая программа, в которой было заявлено большое количество амбассадоров, которые по московским меркам являются «ноунеймами». Я ни в коем случае не хочу принижать ничьих достоинств и достижений (за меня это сделали те, кто писал описание этих специалистов), но там указаны вещи, характерные для любого столичного бюро среднего масштаба. То есть мне решительно неясно, почему, какой интерес для профессионалов могли представлять специалисты средней руки, рассказывавшие гостям про «прогревы клиентов» и несших прочую ахинею в духе инфоцыган из запретограма. Как никому неизвестное арх. бюро может рассказать, как успешно вести бизнес, для меня, поработавшего в бюро буквально «звездных» больше десяти лет, настоящая загадка. Я не считаю, что нужно звать на подобные события лишь звезд первой величины, но и пытаться строить программу на совсем уж неизвестных персонах с сомнительными темами тоже не стоит. С большим интересом, полагаю, гости послушали бы о том, из чего были сделаны камин и светильники из Омска, чем о клиентах и организации процессов от людей на рынке, имеющих значение и узнаваемость близкие к нулевым.
* * *
В остальном, хочется сказать, что для публики, измученной не только душными подземельями «Винзавода», но и «трендсеттерами» «русского кода», выставка стала глотком свежего воздуха. От редакции журнала WA желаем выставке «Русский дом» избавиться от англицизмов и плохого пиара, а Министерству культуры РФ желаем побольше таких интересных проектов. Где, к слову, даже резиденты с «Экспостроя» выглядят более чем достойно и эффектно. Это ли не сказка? Без сомнений русская и местами народная!