На стенде дизайнера Алексея Бочкова, «Ампир Декор» и Mallers.

Репортаж: ARTDOM 2024

Завершилась выставка ARTDOM 2024. Эта сессия интересна не столько переездом в Гостиный двор, что предполагало некоторое изменение парадигмы мероприятия, но и набором и количеством экспонентов и гостей. Редакция журнала WA освещала выставку в прямом эфире все три дня, сейчас вы читаете и смотрите финальный репортаж о том, как всё это было, что понравилось и что нет гостям и экспонентам.

Выставка после двухлетнего перерыва, безусловно, вызвала большой ажиотаж — посетителей действительно было много, даже по сравнению с флагманскими выставочными проектами «Экспо-парка», однако стоит обратить внимание на то, что Гостиный двор — это далеко не «Крокус» и даже не «Экспоцентр», то есть он тесен сам по себе. Организация пространства Гостиного двора обычно такова, что стенды сосредоточены вдоль «улиц», но в данном случае организаторы решили образовать некую запутанную систему «кварталов», и это, с одной стороны, пошло на пользу сценографии — не было «прострельных» однообразных «улиц» со стендами, но с другой стороны, по меткому выражению одного из участников, «экспозиция превратилась в подобие магазина Икеа, где навигация направлена на то, чтобы клиент прошел максимально длинным путем, заглянув в каждый отдел».

Основной вход и парадная лестница были скрыты большим количеством подвесок, на каждой из которых размещено название участника мероприятия, снизу была оборудована сцена, использовавшаяся, как нам помнится, лишь единожды во время открытия, которое задержалось более чем на час и продлилось от силы минут десять. Можно сказать, что как такового его не было, как и не было никакого отдельного предпоказа для представителей прессы и специалистов отрасли, что, конечно, являлось большим просчетом организаторов — важных клиентов в такие «демократические условия» макать не принято и неприятно. А невозможность позвать самую платежеспособную аудиторию — это огромный минус для выставки, тем более что многим экспонентам было что показать – на нескольких стендах представлены скульптуры значительно дороже миллиона рублей.

Гостиный двор был плотно и полностью застроен. Экспозиция в отличие от обычных «улиц» предложила гостям лабиринт.

Основатель и арт-директор ARTDOM Дарья Золотова открывает третью сессию выставки.

На открытии ARTDOM 2024 были представлены амбассадоры выставки — интерьерный дизайнер Диана Балашова (слева) и предметный дизайнер Дима Логинов. Остальные некоторое время где-то прятались.

Напротив главного входа был стенд проекта SUNRISE – конкурса предметного дизайна, где дизайнеры пытались воспроизвести неповторимый стиль Карима Рашида, как некий реверанс в сторону работ мэтра, который и сам, несмотря на санкции, не постеснялся прилететь в Москву. Собственно, учитывая количество клиентов и контактов дизайнера в Восточной Европе и России, было бы странно, если он вдруг был подвержен традиционным стереотипам.

Стенд конкурса предметного дизайна SUNRISE в рамках выставки ARTDOM 2024.

Участники создавали предметы в стилистике Карима Рашида.

Работы участников конкурса предметного дизайна SUNRISE.

Во многом рекламная кампания выставки строилась именно на участии Карима Рашида, при этом остальные «амбассадоры» — Алексей Дорожкин, которого уже давно никто не понимает как атрибутировать, Дима Логинов, Диана Балашова, ключевые клиенты которой входят не в ту дверь и прочие, совсем уж никому не известные персонажи, на фоне Карима смотрелись откровенно бледно, хоть и вынуждены были проводить экскурсии для всех желающих — отчего Гостиный двор чем-то напоминал филиал Эрмитажа с толпами китайских туристов, шествующих гуськом. Не хватало только игрушек, насаженных на палочку, благо высокий рост Алексея Дорожкина убирал необходимость этих «дизайнерских» семафоров.

Как и везде на ARTDOM, на выступлениях деловой программы зал был почти всегда полон, при этом тематика, уровень, известность и другие особенности выступавших были весьма разными. Как и вариативность стендов: от несчастных художников, согнанных в амфитеатр и вынужденных сидеть на «завалинке» в ожидании контактов, до представителей как бы люксовых марок, типа Cassina, Baker, Visionnaire, Flou, которые почти без исключения были атрибутивными местными представителями. То есть иностранных брендов официально на выставке, за небольшим исключением, не было, и их стенды были рекламой местных салонов. Корректно ли использовать самые известные международные марки для рекламы и продвижения выставки, о которой они ничего не слышали? Оставим этот вопрос на совести организаторов и представителей этих брендов в России.

Явлением того же порядка стало мегараспиаренное «выступление» Карима Рашида, который был буквально на каждой афише и баннере, и именовался не иначе как главным амбассадором выставки. Кое-где была мелкая приписка «онлайн». Но во многих публикациях всё подавалось так, что он планирует приехать в Россию. Это ещё один вопрос к совести организаторов, а возможно не только к совести, так, в статьях с пометкой о том, что они рекламные, как минимум на Salon.ru и Interior.ru, слово «онлайн» не фигурировало, то есть, по сути, это явно недобросовестная реклама, за которую по закону несет ответственность рекламодатель, то есть организаторы выставки.

За АRT в экспозиции ARTDOM отвечал преимущественно раздел с выкладками художников на лавочках амфитеатра.

Несколько известных дизайнеров, не сговариваясь, восхитились умением организаторов зарабатывать на каждом квадратном метре, но сравнили амфитеатр с Измайловским рынком образца 1990-х.

Российские (и белорусские, например) бренды, может быть, и не имея особенных площадей и иногда имея откровенно слабые неудобные выставочные места, вполне могли поспорить с этим постколониальным великолепием и мебелью «маде-ин-итали» и качеством, и эстетикой, и даже ценой. На это обратили внимание многие профессионалы. Особенно нашей редакции запомнились стенды дизайнера Игоря Куркина O’Prime с серебристыми диванами, кухонь «Мария» с парадным обеденным столом и тысячами стеклянных трубочек в виде скульптуры-ленты над ним, дизайнера Алексея Бочкова с яркими во всех смыслах композициями и образами, которые он сделал с Mallers и «Ампир Декор», стенд бюро Полины Пидцан и, наконец, стенд Decortier, созданный совместно с Юлией Маркос, и который был признан лучшим стендом выставки.

Дизайнер Михаил Курносов сидит на кресле по своему дизайну на стенде Zapazuha. Белорусский бренд отметили для себя очень многие российские дизайнеры.

Стенд компании Ohh mebel.

Естественно, любая выставка — это отдельный мир, и восприятие ее отличается у гостей, организаторов и экспонентов. Журнал WA в этом году был информационным партнером выставки ARTDOM, то есть предстал в первой и третьей ипостаси. Как отметили практически все экспоненты, которые до этого много раз выставлялись в Гостином дворе, организация была, мягко скажем, не на уровне. Мы сами столкнулись с тем, что зона для печатной прессы была, скажем так, несколько убогой, и чтобы просто добиться выполнения взятых на себя организаторами ARTDOM обязательств, пришлось ходить и ругаться.

Однако, думается, гостям все эти переживания были безразличны. Как выставка популярная, не совсем промышленная и происходящая в центре, она привлекла толпы посетителей, которых в сфере профессионалов принято называть «нецелевыми». Но, возможно, это и неплохо, если москвичи и гости столицы приобщатся к актуальному срезу того, что сейчас имеется на рынке, и узнают, наконец, чем богат российский рынок, кроме незабываемой Икеи. Увидят подмосковные ванны, матрасы, мебель и керамогранит, преимущественно прикидывающиеся немецкими и итальянскими.

Один из самых элегантных стендов выставки ARTDOM 2024 принадлежал сети салонов ТРИО-Интерьер. Вместо того, чтобы выдавать себя за итальянцев, компания создала стенд в духе русского авангарда, связав европейскую современную классику и конструктивизм. На стенде были представлены иконы дизайна, выпущенные Cassina, но не как непосредственный стенд этой марки, а как некое посвящение дизайнерам и компании.

Промежуток между второй и третьей сессией выставки ARTDOM составил почти два года. Как и обещали организаторы, было представлено широчайшее разнообразие отечественных и не только компаний, а также художников и ремесленников. Уровень вырос – эта сессия намного лучше, чем предыдущие на Винзаводе. Однако выставка — это не только и не столько демонстрация за деньги стендов. Это еще и концепция. Внятной концепции у выставки по-прежнему нет, это совершенно точно не во всем ART и местами слишком уж DOM. Мы все понимаем, что аудитория дизайнеров искушенная и привыкла к выставкам вроде Maison & Objet (которая, кстати была заявлена, как образец для первого ARTDOM), Salone del Mobile, IMM Cologne, Ambiente или даже «Трын*Трава»…

Лошадки художника Дмитрия Чекучинова де-факто стали символом выставки ARTDOM. На фото автор позирует со своим новым питомцем — белым оленем.

Выставки разные и сравнивать их напрасный труд, более того, такие сравнения некорректны из-за формата и различия площадок, однако публика и особенно специалисты, принимающие в них участие как экспоненты, или посетители всё равно будут это делать. От этого не уйти. И сравнение пока не то чтобы в пользу ARTDOM. Ниже комментарии профессионалов от первого лица, а коллегиальное мнение нашей редакции таково, что выставка, объективно, недотянутая, как с точки зрения организации, так и с точки зрения концепции. Сейчас она напоминает нечто вроде первой сессии 100% Design в далеком 2005-ом году, филиал лондонской выставки, также проходившей в Гостином дворе. Сейчас, конечно, ситуация совершенно другая, но сценария видится два. Если экстенсивный путь развития сохранится, возможно, выставка станет еще одним сабститьютом-переосмыслением выставок «Мебель» + Mosbuild + I Saloni Moscow с более престижным адресом, в шаговой доступности от Кремля. Интенсивный вариант — выставка обретет более стройную концепцию и свое лицо, что позволит ей стать ежегодным или бьеннальным событием, которого по-настоящему будут ждать все участники рынка. Выбор за организаторами.

Ниже комментарии профессионалов, посетивших выставку, и самые яркие стенды ARTDOM 2024.

Дизайнер Полина Пидцан на своем стенде.

Дизайнер Полина Пидцан на своем стенде позирует с амбассадором выставки Алексеем Дорожкиным и стилистом и корреспондентом журнала WA Вадимом Костыриным (который, судя по «луку», является амбассадором компании Adidas).

Стенд компании ASKO, один из самых стильных стендов выставки.

Стенд компании ASKO.

Дима Рангелов, ASKO и Анна Дозорцева, Интерьеры Экстра Класса.

Амбассадор выставки Женя Жданова и модельер Маша Цигаль.

Стенд компании ТРИО-Интерьер.

Лампы Ashaa, Natevo на стенде компании ТРИО-Интерьер.

Дизайнер Юлия Маркос выступила вместе с компанией Decortier.

Дизайнер Юлия Маркос
Я в приятном шоке от выставки. Когда мы приехали на монтаж, я была впечатлена уровнем вложений и усилий участников. То количество людей, которые стояли утром в очереди, — это огромнейший комплимент выставке и мне, безусловно, этот интерес как дизайнеру очень приятен, я ведь «соучастник» одного из стендов. Читайте также:ARTDOM 2024:
приз за лучший стенд
Получается, что все санкции нам только на пользу: наши производители зашевелились и все фабрики на очень высоком уровне — ходишь по выставке и на каждом стенде находишь что-то для себя интересное. К тому же, я думаю, что наш рынок в какой-то момент просто затосковал без крупных событий, нам хочется себя уже показывать, мы наездились, насмотрелись, мы тоже талантливые. Вот и совпало всё: и дефицит хороших производств, и рынок истосковался, и народ видимо скучает, требуется красота на фоне неприятных событий, компенсация. Так что появление подобной выставки — это очень положительная тенденция.

Стенд компании Decortier и Юлии Маркос. Все ткани на стенде, Elitis.

Стенд компании Decortier и Юлии Маркос украсили скульптуры художника Василия Селиванова. Это одна из них.

Никита Разумовский, WA и дизайнер Юлия Маркос на стенде Decortier.

Архитектор Борис Уборевич-Боровский и дизайнер Юлия Маркос.

Роман Сальников, руководитель Decortier
У нас получился самый тактильный стенд. Очень приятные, фактурные ткани, созданные Elitis, натуральные и сложные. Приятно, что у нас все у нас фотографируются. А если говорить про всю выставку, мне очень нравится: много дизайнеров, я вижу живой интерес гостей. На мой взгляд, ARTDOM получился гораздо удачнее, чем, скажем, последние выставки наши и даже недавний Maison & Objet. Я давно не видел такого интереса к экспозиции.

Стенд компании Decortier, получил награду за лучший стенд.

Дизайнер Юлия Маркос (в центре) и Роман и Ольга Сальниковы, руководители Decortier на своем стенде.

Издатель журнала WA и директор Издательского дома «Цюфэнь» Алексей Шахов на стенде кухонь «Мария».

Роскошный стенд компании Кухни «Мария».

Слоганом кухонь «Мария» на выставке ARTDOM 2024 стало выражение «Вы у себя дома», несмотря на это, многие гости боялись зайти на стенд из-за его торжественности. Казалось, что вот-вот начнется званый обед. Масштабная лента над столом выполнена из тысяч стеклянных трубочек местными умельцами.

Известная ведущая и врач Елена Малышева идеально совпала в одежде с корпоративным цветом кухонь «Мария» — и «это норма»!

Игорь Куркин на стенде, созданном совместно для O’Prime. Необычная серебристая обивка диванов, в которую он придумал одеть серийные изделия, очень понравилась гостям.

Дизайнеры Анна Муравина и Диана Балашова.

Дизайнер Виолетта Долгова позирует с двухголовой лошадкой Дмитрия Чекучинова.

Дизайнер Дмитрий Якубов радуется открытию выставки.

Стилист Вадим Костырин, Ольга Белоус, WA и Георгий Канделаки, Nolte.

Журналист Ксения Собчак.

Илья Давыдов, SportChic.ru и модельер Маша Цигаль с ее объектами на стенде Archpole.

На стенде Archpole.

Стенд компании Bollu c моделью внутри.

Стенд дизайнера Алексея Бочкова с компаниями «Ампир Декор» и Mallers.

Дизайнер Алексей Бочков (на фото второй слева) на своем стенде, созданном для компаний «Ампир Декор» и Mallers.

Дизайнер Алексей Бочков
Конечно, очень приятно, что в нашем городе есть такая выставка про дизайн. Но, на мой взгляд как дизайнера, она все-таки не дотянута. Когда ARTDOM только появился, мне была близка их идея развития предметного дизайна, художников, потому что такого не было раньше. У первых двух выставок была одна общая проблема — неправильно выстроенная архитектура и логистика. Нужно было немного доработать в этом плане и все было бы супер. Но локация сменилась на Гостиный двор, а это большая площадка. Я думал, что может быть здесь получится простор и мы увидим и дизайнеров, и концепции, но всё превратилось в какие-то лабиринты. Для меня как для дизайнера, хотя на самом деле и как для посетителя, логистика пространства непонятна. Пока происходила застройка, я натурально блуждал здесь. Читайте также:ARTDOM 2024:
самый яркий стенд выставки
Было буквально ощущение, что я попал в Икею: идешь по стрелкам, а иначе не ясно, как выйти. Для выставки это большая проблема, так как навигация должна быть понятной. Еще очень расстроило, что не было отдельного открытия для VIP-клиентов. Очень сложно работать, а дизайнеры сюда приходят прежде всего работать, когда тебя несет толпа по узким коридорам. В такие условия клиента не пригласишь. Мне кажется, что эта выставка должна была бы прежде всего быть ART и уже потом DOM, ее не стоит превращать в мебельный магазин, но организаторы совместили с одной стороны белые стены и галерейное пространство, а с другой матрасы. На мой взгляд, выставка должна быть понятной, если  ее назвали ARTDOM, то давайте будем говорить про искусство. Если мы говорим про российскую выставку, мне непонятно, что здесь делают европейские компании, я не против них, но мне кажется, эта выставка о другом. Это должны быть наша выставка, про наших людей и компании.

Стенд дизайнера Алексея Бочкова с компаниями «Ампир Декор» и Mallers.

Стенд дизайнера Алексея Бочкова с компаниями «Ампир Декор» и Mallers.

Стенд компании Reloft Home.

Архитектор Арсений Борисенко, архитектурная мастерская za bor.

Архитектор Арсений Борисенко
Во-первых, очень круто, что выставка состоялась: есть люди, которые этим серьезно занимаются. Организация мероприятия такого масштаба — колоссальный труд. Очень интересно наблюдать за развитием индустрии, выставка стала очень показательным срезом. Сразу уточню, я говорю больше о мебели, а не декоре. Очень хорошо, что 90% увиденного сделано локально, у нас в России. Не могу не сказать про качество мебели — оно очень высокое. А еще особо отмечу отношение людей к своим предметам, видно, что это дело их жизни. Но есть и ряд недостатков. Полагаю, про организацию общего пространства лучше промолчать, но ситуация, когда людей мало, но пройти невозможно, неприемлема. И, скажу субъективно, мне вообще ничего не понравилось из предметов. Очень хорошие стенды и люди, но ничто из представленного я не буду использовать в своих проектах, мне это не подходит. Не было ничего, что бы я захотел купить себе или клиентам. Пока это огорчает, но динамика развития весьма приличная.

Архитектор Виктор Замотин.

Архитектор Виктор Замотин
Мне много что понравилось, я себе даже сфотографировал, в основном, всё российского производства. Я взял на заметку много предметов и буду ставить в свои проекты.

Стенд компаний Alot и Yaka (слева и справа от красной черты, соответственно).

Стенд компании Yaratam.

Стенд компании Divan.ru.

Стенд компании Ēdomo.

Cтенд Центра развития предметного дизайна

Фрагмент стенда Центра развития предметного дизайна.

Rodnaya, на стенде Центра развития предметного дизайна.

Скульптор и архитектор Петр Зайцев и архитектор Александра Фёдорова.

На стенде Maytoni.

На стенде Maytoni.

На стенде мебельной компании UCLAD.

Стенд Giorgio Collection.

Архитектор Елена Тамбиева, арх. бюро Berloga.

Журналист Оксана Кашенко.

Стенд компании T.SLEEP.

Стенд the Rug Company.

Фотограф Андрей Сорокин снял для WA большую часть этого репортажа.

Стенд компании Plush.

Стенд Bork Interior.

Стенд компании Loffilab.

На стенде компании Sagarti.

Стенд компании Tok.

Красочный стенд Lanors.

Стенд арх. бюро Bellardo cовместно с салонами Интерьеры Экстра Класса и Дом Фарфора.

Детали стенда арх. бюро Bellardo, Интерьеров Экстра Класса и Дома Фарфора.

Стенд компании Aurrum.

Стенд дизайнера Елены Поворовой, Be Home.

Стенд дизайнера Елены Поворовой, Be Home.

Стенд компании My Baril.

Стенд компании Odingeniy.

На стенде компании Odingeniy.

На стенде интернет-магазина Designboom.

Дизайнер Ольга Лапшова на стенде Decortier.

Гончар на стенде SVOY design.

Предметы из магазина Moon Stores.

Животные художника Дмитрия Чекучинова.

Мамонты художника Дмитрия Чекучинова.

В амфитеатре Гостиного двора разместилась зона предметного декора.

В амфитеатре Гостиного двора разместилась зона предметного декора.

Керамика мастерской D-ART’E.

Дама с собачкой, на стенде компании Quartz Parquet.

На ARTDOM 2024 сыграла выставка на массового посетителя.

По этой ссылке читайте все статьи на тему ARTDOM 2024.

Поделиться статьей: