Выставка продолжает мигрировать: после Винзавода и Гостиного Двора в прошлом году она перебралась в «Крокус Экспо». Учитывая, что организаторы активно пытаются привлечь не только профессиональную аудиторию, но и обывателей, выбор удаленной локации не вполне логичен. С другой стороны, после ажиотажа, который событие вызвало в прошлом году, явно требовалась площадка больше, чем «Гостиный Двор». В этом году выставка имела тему, понятную каждому русскому, конечно же, на английском — Lifestyle Freedom. Концепция промышленной выставки (ARTDOM, пусть вас не обманывает название, метит именно в эту нишу), всегда нечто более чем притянутое за уши, тут под «лайфстайл фридом» предполагалось «раскрытие дома как пространства для самовыражения и свободы стиля». Что ж.

Стенд итальянской мануфактуры Sitia c фетровой картой России, модульным дизайном-трасформером и затейливой мебелью. Насыщенные цвета и харизма директора компании Эмануэля Баттокьо не имели шанса остаться без внимания редакции.
В выставке участвует целая плеяда крупных компаний. Среди партнеров журнала WA — интерьерный дом Decortier, который в последние годы значительно расширил свои возможности и теперь предлагает не только текстиль и системы солнцезащиты и любое оформление окон, но и услуги комплектации, столярную продукцию и многое другое. Читайте также:ARTDOM 2024: приз за лучший стендСвой стенд компания, как и в прошлом году, оформила по дизайну Юлии Маркос. На этот раз он получился еще более запоминающимся: в центре внимания — ткани Pierre Frey, Zimmer + Rohde и Travers, и их носители — группа полуобнаженных фигуристых юношей-«атлантов», с которыми, стесняясь и зардевшись румянцем, фотографировались самые смелые дамы всех возрастов.
Компания «Ампир Декор» вновь представила самый яркий стенд выставки, сделав акцент на краски Heritage и современное искусство. Особенно запомнилась кроссовками и новыми логотипами обновленная серия товаров с фирменной символикой. Как обычно, всем этим великолепием руководил дизайнер Алексей Бочков.

Джулио Каппеллини выступил в деловой программе выставки ARTDOM. С одной стороны — приятно быть «международными», с другой — «русскому коду» и «русскому стилю» осталось недолго — сменная обувь у творческих деятелей всегда под рукой.
Поставщик эксклюзивных сортов шпона KingWood, сотрудничающий с создателями классической мебели класса de luxe, такими как Mrs. Ruby, «Творческие мастерские Сергея Суровцева и Петра Браговского» и другими, в этом году продемонстрировал не только шпон, но и премиальную доску для террас и облицовки фасадов. Что называется, к сезону.
Производитель аксессуаров для дома ADJ, отметившийся в прошлом году коллекцией, созданной совместно с дизайнером Джаном Паоло Веньером (руководителем студии Паолы Навоны OTTO Studio), показал как ее, так и другие новинки, включая новую серию для животных.
Сеть салонов дизайнерской мебели ТРИО-Интерьер, недавно открывшая новый салон на Кутузовском проспекте (буквально на прошлой неделе — совместно с представителями Molteni&C, представившими там экспозицию мебели бренда), выступила с собственной экспозицией вместе с брендами Flou и Aster.
К слову, Molteni&C решил в этом году не участвовать в I Saloni, а представить свою выставку параллельно Миланской неделе дизайна в Палаццо Молтени. Вероятно, многие участники прошлой выставки последуют примеру именитого итальянского бренда. В беседах с ними не прозвучало ни одного положительного отзыва об организации: хотя о Дарье Золотовой, руководителе проекта, высказывались нейтрально или благожелательно, линейный персонал и навязчивое предложение дополнительных услуг критиковали абсолютно все участники, причем в резких выражениях.
Читайте также:ARTDOM 2024: самый яркий стенд выставки О вывозе стендов за пару часов, мелких доплатах и забывчивости организаторов (не пригласивших на вечеринку, щедро оплаченную участниками, некоторых из них) мы подробно рассказывать не будем. В конце концов, участники уже обсудили это между собой и, вероятно, сделали выводы. Однако на «безрыбье» ARTDOM срывает с неба если не звезды, то космические ценники за метр, претендуя на звание главного дизайнерского выставочного проекта года. И его, вероятно, не потеснят новые выставочные проекты, такие как «Атриум Дизайн Салон», курируемая Борисом Олеговичем Уборевичем-Боровским при поддержке Archistudio, другие новые выставочные проекты, запланированные на этот год, не факт, что вовсе состоятся.

Настоящим открытием выставки стала мебель Gordon Gu — такого взаимодействия с мебелью не видно было больше ни на одном стенде. К стульям и креслам выстраивались мини-очереди чтобы в них посидеть и сфотографировать. На фото спинка стула с оленями.
Тем не менее для дизайнеров и обычных посетителей выставка стала полезной и даже интересной. Более того, достойной альтернативой той же I Saloni Moscow. По крайней мере, экспозиция 7-го и 8-го залов уже выглядит свежее и ярче, чем явно увядавший в последние годы своего существования итальянский проект. Тем более что выставка, позаимствовавшая у I Saloni даже фирменный красный, движется к «международности» как по составу экспонентов, так и по общему впечатлению: всё больше настоящих иностранных участников, прежде всего итальянских, в отличие от прошлого года. Хотя в списке заявленных брендов навалены все, чья продукция появилась на выставке. По этой логике, даже компания, принципиально отказавшаяся от работы с Россией, может стать участником — достаточно лишь разместить ее, скажем, стул на стенде экспонента. Так и было, например, с американскими брендами.
Российские бренды, которые, преимущественно, не представляли иностранную продукцию, были как и прошлый раз согнаны в отдельную «резервацию» — на этот раз ей стал 6-й зал, плотно нашинкованный на небольшие стенды. Отчего народ ужасно толпился, создавая в проходах очереди и заторы. Естественно, тут было много наших «локальных» (в хорошем смысле) брендов и специалистов, о которых мы пишем едва ли не в каждом репортаже (ищите их в фотообзоре ниже).

На стенде KingWood кроме эксклюзивных сортов шпона был скромно представлен большой выбор премиальной доски для отделки террас и фасадов.
Не повезло больше, чем 6-му, только 5-му залу: кроме немногочисленных крупных стендов при входе, почти всё остальное было нарезано довольно плотно. И, видимо, в силу привычки сантехнических и отделочных брендов не «креативить», а показывать «товар лицом», начавшийся было парадно зал в какой-то момент превращался в натуральное подобие Нахимовского рынка образца двадцатилетней давности. С соответствующей атмосферой, которую разряжала, пожалуй, лишь девушка, нежившаяся на одном из стендов под душем. (Выяснить, все три дня мылась одна и та же девушка или все-таки разные, редакции не удалось).
Кстати, практически все, критиковавшие в ханжеском ключе стенд с девушкой в купальнике, и особенно полуголых «атлантов» Юлии Маркос, совершенно не обратили внимания на Алексея Дорожкина в трусах и с эротичным кактусом. Это видится большим упущением блюстителей морального облика выставки. Тем более же дети, вытирающие ручки, испачканные шоколадом, о текстильные обивки дорогих итальянских диванов, могли увидеть…

Алексей Дорожкин (на фото справа), привлекает внимание дизайнеров к правильной двери на стенде поставщика дверей Academy.
На этой позитивной ноте устремимся к финалу: ниже — комментарии профессионалов от первого лица и обзор выставки в лицах и образах, созданных участниками. Коллегиальное мнение нашей редакции таково — выставка, объективно, близка к катастрофе с точки зрения организации, однако при этом значительно выросла в качестве, став лучшей версией себя. Прежде всего — за счет участников, которые, и это было видно, старались показать себя с самой лучшей и эффектной стороны. Выставка явно полезная, и ее ждали все участники рынка; надеемся, она покажет «человеческое» лицо не только посетителям, но и участникам уже в следующем году. Хотя преодолевать любые трудности, тем более «бытовые», — одна из наших лучших национальных черт, как и терпение, но и самоуважение может проснуться.

Стенд Decortier был решен как театральная сцена. На заднем плане — «башня замка», слева и справа «партер». В оформлении использовались люксовые ткани Pierre Frey, Zimmer + Rohde и Travers.

На фото истинная причина популярности стенда Decortier — и моделей-«атлантов», и гостей на самом деле привлекал журнал WA. А не вот это вот всё.

Самый декоративный стенд выставки. Новый бренд в коллекции сети «Дом Фарфора» — Shirokov. Предметы новой марки уже опубликованы в WA.

Фрагмент инсталляции «Электроарт», художник Николай Полисский и артель «Никола-Ленивецкие промыслы».

Дизайнеры Юлия Маркос и Майк Шилов с директором компании Decortier Романом Сальниковым на стенде его компании.

Дизайнер Диана Балашова, руководитель Decortier Роман Сальников и дизайнер стенда Decortier Юлия Маркос.

Без окон, без дверей — полна горница людей. Главная сцена ARTDOMа, которую посетители прозвали «шайбой». Всего на выставке было три лекционных зала: этот, второй — в 5-м зале, и, наконец, VIP, который никто не мог отыскать. В этом году к «обычным» выступающим, которых мы видим практически на всех форумах, добавились неожиданные гости: известный архитектор Фёдор Ращевский, не любящая публичность Полина Пидцан и ювелир Пётр Аксёнов (причем они выступали с Полиной Пидцан, с которой уже создали несколько совместных коллекций, в разных секциях).

Кроссовки H.Over, выкрашенные в новый оттенок краски Heritage, — диковинное пополнение коллекции товаров с символикой «Ампир Декор».

На стенде Morelli Made in Italy логотип компании соседствовал с автографом Димы Логинова. Среди дверных ручек, представленных на стенде, были выставлены среди прочего портреты выдающихся дизайнеров, видимо, работавших с компанией. При всем уважении к одному из самых успешных российских дизайнеров — его фото над портретом Этторе Соттсасса слегка обескураживало.

Стенд дизайнера Анны Путиловой и PS Mebel был решен как студия с кухней, спальней в алькове и просторным гардеробом.

На стенде кухонь Snaidero. Представлен на удивление скучный гарнитур. Мы ждали как минимум новый Acropolis.

Кофеварка на стенде Smeg. Dolce & Gabbanna могут думать, что это у них Blu Mediterraneo, но мы уверены, что это подсмотрено где-то в Гжельском кусте.

Один из лучших стендов выставки принадлежит Art de Vivre. Совершенно точно это подлинная жемчужина в экспозиционной истории известной ковровой компании.

Стенд «Ампир Декор». Картина, созданная от противного. ИИ интерпретировал концепцию «Ожидания» и создал изображение, которое потом написали художники Лилия Валеева и Михаил Медведус, используя краски Heritage.

У компании «Ампир Декор», как всегда, один из ярчайших стендов выставки. В глубине стенда представлены двенадцать оттенков, символизирующих тему стенда «Ожидание», проходящую через него красной нитью.

Дизайнеры Алексей Бочков и Анжелика Зоболева в ожидании завершения выставки. На заднем плане идет демонтаж стенда «Ампир Декор».

Стенд дверей ESTET, созданный дизайнером Игорем Куркиным, представил внутри себя современное искусство.

На стенде дверей ESTET. Слева работа Дмитрия Ляпина «CEO of Love», справа картина художника Глеба Баранова из серии «Ангелы».

Стенд галереи Art Globe привлек всеобщее внимание скульптурами Эрнста Неизвестного. Владельцы галереи справедливо называют участие в выставке «экспериментом», так как реакцию посетителей на миниатюрный «музей» внутри огромного «мебельного салона» предсказать трудно.

На стенде галереи Art Globe была представлена целая плеяда художников-нонконформистов музейного уровня.
ARTDOM называется выставкой «мебели, интерьерных решений и искусства». Никто не может объять необъятное, поэтому я фокусировался в первую очередь на последнем. И предложение искусства на ARTDOM демонстрирует два очень непохожих, зато проверенных веками метода работы с доверчивым покупателем. Первый — давить авторитетом. Эту роль взяла на себя галерея Art Globe и развесила в огромном угловом боксе дорогие вещи круга художников, которых принято называть «вторым русским авангардом». Второй — привлекать блестками и мишурой, как Магеллан туземцев. Такие художники и галереи сгруппировались в «разделе авторов». Разные методы — и очень непохожее искусство.
Искусству шестидесятников-семидесятников в Art Globe остается всего полшага до антиквариата, поэтому в общем случае тем, что «второй авангард» кажется сегодняшнему зрителю серым, скучным и унылым, можно пренебречь. Но в контексте ярмарки мебели и дизайна он выглядит довольно странно, потому что для этого слоя русского искусства чрезвычайно характерна «духовность» во всяком ее изводе: от алкогольного, как у Анатолия Зверева, до эфирного, как у Сергея Бордачёва, чью большую картину «Столкновение пространств» — черное пятно на черном фоне — чрезвычайно трудно представить в интерьере и в сочетании с мебелью, представленной на ARTDOM. Равно как и громадные гофрокартоны Михаила Рогинского имеют безусловную коллекционную, но сомнительную декоративную ценность.
Три метровых скульптуры Эрнста Неизвестного среди современной мебели и декора оставляют забавное ощущение, что скульптор, как в анекдоте про советскую промышленность двойного назначения, хотел сделать балерину на комодик, но выходил из-под его рук только «Булыжник — орудие пролетариата» великого Шадра. Есть у меня подозрение, что примерно так же, с заметным ароматом ар-деко, вещи Неизвестного смотрелись в нью-йоркском магазине Феликса Комарова, который очень любил изящное и поднял скульптора на ноги в США.
Как водится на интерьерных выставках, специальный «раздел авторов» ярмарки изгнан в отдельный павильон и больше напоминает строительный рынок с его узкими отсеками, полными всяких штучек и прибамбасов, чем художественную или дизайнерскую отраслевую выставку. Там собралась честная, без замшелых признаков духовки и нетленки, интерьерная живопись и ДПИ. Большая часть экспонентов — индивидуальные авторы, которые уже хорошо знают, что можно хорошо продать на таких мероприятиях (как правило — блестящее и с загадкой «как это сделано»). Есть несколько галерей, среди которых можно отметить Sistema Gallery, специализирующуюся на молодежном искусстве больших форматов, и VS gallery, чья экспозиция с мобильной скульптурой, вращающейся вокруг самой себя, и множеством экранов производила небольшой wow-эффект. Экраны, впрочем, показывали модные кокошники.
Трудно выделить что-то само по себе, однако есть у меня подозрение, что именно в таких «художественных отделах», которые ютятся в аппендиксах больших отраслевых ярмарок, таится (да, впрочем, оно и не скрывается) то самое подлинное и популярное современное искусство, которое нашло дорогу к своему потребителю. Через сто лет посмотрим, что от него останется.
И, как обычно, отдельно от всех в небольшом сбалансированном боксе выступила галерея «Веллум». В отличие от масштабного мини-музея Art Globe у «Веллума» небольшие, т. е. для домашнего интерьера, вещи того же Неизвестного, Зверева, Михнова-Войтенко и нашего современника Алексея Гинтовта.
А по части дизайна мне больше всего понравился раздел сантехники. Там было светло, свежо и уютно. Среди кафеля и металла как-то не нашлось места плюшевому и золотому люксу, которого в основной экспозиции ARTDOM случился передоз.

Кинетические скульптуры на стенде VS Gallery. Как они движутся, можно увидеть в наших социальных сетях или в видеорепортаже.

Стенд «ХОХЛОМА». Плетеные подвески модели шар-«конский хвост» (в центре этого и других стендов) очень сильно надоели. Вырисовывается очередной антитренд интерьерного декора.

Стенд любимой компании всея Руси — Yaratam был зажат между двумя «улицами», что не помешало посетителям получать удовольствие от тестирования казанской мебели. Редакции особенно понравились подсвечники-«водомерки».

У компаний SVOY и ЗОВ был снова симпатичный стенд, не такой яркий, как на прошлой выставке, но привлекавший большое внимание посетителей. На стенде, как и в прошлый раз, трудился живой гончар.

Выразительный стенд завода декоративных материалов EXTRAVERT. Компания из Великого Новгорода выступила с размахом. Несмотря на большую конкуренцию, это точно был самый эффектный стенд 6-го, условно «российского» зала.