В этой нетривиальной задаче дизайнеру предстояло преобразить эффектную и очень просторную (около трехсот квадратных метров) квартиру, пожалуй, в самом известном доме лужковской эпохи — «Патриарх», хорошо известной доминанте на Патриарших прудах, увенчанной башней Третьего Интернационала, повторяющей проект Владимира Евграфовича Татлина.
Естественно, жанр недвижимости «без конкретного клиента», будь то девелопмент или квартира под сдачу, это жанр особый, предполагающий, что решения — как функционально-планировочные, так и эстетические — найдут отклик буквально в каждом клиенте и произведут на него должное впечатление. И именно в этом высочайшая сложность таких проектов —ведь свой собственный вкус не удастся спрятать за ширмой предпочтений заказчика.
Собственно, Марина Путиловская и не пытается демонстрировать приемы, которые были бы слегка чересчур для ее, как правило, достаточно консервативных клиентов: оригинальный и смелый микс мебели из обычной и современной классики поддержан скрупулезно проработанными столярными изделиями и выразительным искусством.
«Дом известный, но отнюдь не новый, поэтому сначала нужно было решить не творческие, а практические задачи: пришлось полностью переделать электрику, штробить все стены, снимать потолки и заново их переделывать. Потом выяснилось, что мы не можем восстановить паркет, он был в ужасном состоянии. В итоге снимали все до бетона, и две недели пол долбила бригада из восьми человек, — рассказывает автор проекта. — Это было для нас неожиданно. Вместо декорирования пришлось провести серьезный, практически капитальный ремонт».
Нужно помнить, что главной задачей было сделать не классический, а модный и стильный интерьер, отвечающий запросам большинства потенциальных арендаторов этой элитарной недвижимости. То есть требовалось попасть в золотую середину между «эффектным интерьером из запрещенной сети» и чем-то довольно спокойным, где в высшей степени уютно и комфортно почувствовал бы себя человек любого возраста. Марина признается, что это было для нее необычно. Как правило, она создает очень личные, заточенные под индивидуальные вкусы клиентов, персонифицированные интерьеры. Но и тут дизайнер нашла баланс между «массовым» (если так можно сказать о роскошном жилье) и индивидуальным: «Я подобрала супермодный цвет стен — “мокрый песок”. В Москве с ним очень сложно работать — из-за освещенности любой белый цвет превращается в серый, — объясняет дизайнер. — В современных интерьерах чаще используются холодные оттенки. Но важно, чтобы он, как это часто бывает, не превращал квартиру в этакий стальной механизм. Поиск цвета, с одной стороны, холодного, а с другой — теплого и вместе с тем очень светлого, был долгим. И это при том, что я, как профессионал, знаю и умею его отыскать. В итоге у меня было около двадцати оттенков. Мы с командой ходили и смотрели, как они работают при разном освещении днем, вечером, ночью. Цвет, который мы здесь выбрали, неповторим и создан только для этой квартиры».
В отличие от типичного неперсонифицированного современного интерьера, более спокойного, здесь собрано сложное сочетание цветов и оттенков: оранжевое, сочное, как мазок кисти, кресло, кофейные стулья, фреска на стене объединяют палитру единой идеей. Именно поэтому интерьер выглядит цельным. На общем светлом фоне особый выразительный ритм задают несколько темных, графических штрихов: светильники, декор в виде шара на массивном комоде, черный стол — плотные объекты создают каркас, своего рода структуру пространства. Еще один прием, который, с одной стороны, очевидный, но мало кто его может с пользой применить, — это использование масштабных зеркал, расположение которых в этом проекте подчинено точному расчету и логике.
«В целом сегодня и нет моды на какой-то четкий стиль. Есть запрос на смесь. Должно присутствовать немного того, немного сего, — объясняет выбор приемов автор проекта. — Еще стоит помнить, что одна из важнейших задач дизайнера — создать интересное пространство даже в тупом квадратном плане. И достигается это за счет четко рассчитанных зеркал, — делится секретами Марина Путиловская. — Отражения ломают прямоугольник пространства. Ведь зеркала — это всегда выход за пределы. То есть то, что вы видите, это иллюзия, созданная для того, чтобы человек не чувствовал, что находится в пустой “коробке”. Очень важно, что именно отражается в зеркалах, эта игра отражений — одна из самых интересных вещей в интерьере. Они будто показывают вам совершенно новые ключи к пониманию и восприятию пространства квартиры».
В связи с краткими сроками и спецификой задачи большого бюджета не было, и в отдельных местах пришлось идти на компромисс. Например, Марина использовала именно в этом проекте, после всех перипетий с коммуникациями, натяжные потолки, совершенно не характерные для ее проектов.
«Некоторые скажут, что это китч и безвкусица. Но иногда это единственный выход из ситуации в домах старого фонда, где есть протечки. Все надо сделать быстро (время на переделки не заложено), однако все должно работать хорошо и долго, — объясняет автор проекта. — Тем не менее, даже несмотря на этот легкий недостаток, увидев предварительный проект, заказчица сказала: “Если ты построишь мне вот так, как на картинке, я буду счастлива”. И мы, естественно, построили. И она счастлива. А это ведь самое главное в проекте — насколько клиент им удовлетворен».
Даже если тот, кто в итоге поселится в квартире, подразумевается лишь в некоторой перспективе.