История публикации началась с одной фотографии — Вадим прислал для страницы «С нами работали» свой портрет (который можно увидеть выше), где фигурировали разноцветная овца, огромный портрет Муаммара Каддафи и три кошки. Сказать, что редакция была заинтригована, — значит ничего не сказать. Фото изучали на максимальном увеличении (на заднем плане обнаружилась необычная мебель). В силу то ли скромности, то ли болезненного перфекционизма Вадима (с художниками такое бывает сплошь и рядом) уговаривать его прислать остальные фотографии этого проекта пришлось довольно долго, но мы справились и не пожалели — интерьер оказался квартирой, где он живет.
Вадим Костырин — человек-оркестр: по образованию он химик-технолог, но говорит, что ни дня по специальности не работал, не считая лаборатории на кафедре, а двадцать лет назад судьба занесла его в интерьерный журнал, и с тех пор он работает только с ними. Заниматься организацией съемок для печатных изданий Вадим начал еще до того, как появились все теперешние «стилисты» и «продюсеры» — этих наименований наш визави в разговоре старательно избегает и говорит, что этим всегда занимались именно редакторы, которые точно знали, как тот или иной проект показать в своем издании. Но вернемся к интерьеру.
«В какой-то момент я понял, что у меня дома просто форменный склад, — благо большая прихожая позволяла выгрузить в нее вечером почти полную газель, а в семь утра вытащить все это с помощниками и засунуть в новую, чтобы ехать на съемки. Наступил момент, когда даже консьержи устали меня каждое утро спрашивать, съезжаю ли я с этим всем барахлом. А бывает же, знаете, съемки перенеслись или предметы собирались на несколько съемок, и это все лежит, а ты через это буквально скачешь… Тут нужно еще добавить, что квартира эта не моя, а моей приятельницы, коллеги из журнала, но жил я там лет десять. В общем, начал хозяйничать, выкинул какую-то мебель, что-то перетянул, обои переклеил, а потом еще раз, снял все карнизы, люстры (я не люблю верхний свет, у меня торшеры) и т. д. Но все равно это было больше похоже на склад. И вот, я отчетливо помню этот момент, снимаем мы с Сергеем Ананьевым огромный особняк по проекту Марии Бахаревой, было несколько съемочных дней с большим перерывом, и там все время менялись комоды в гостиной. Я спросил, нужно ли их переснять, а Мария говорит, мол, нет, не снимайте, это временные комоды. Я удивился, спросил, зачем их вообще ставить, если заказанные пока не пришли. Мария сказала что-то вроде: „Ну как это, а если клиент приедет, а тут пустота. Нет, всегда должен быть интерьер собран, даже если он еще не доделан“. Эта вроде бы очевидная мысль сильно меня удивила, и я понял, что не хочу, чтобы у меня дома был этот вечный склад. С тех пор я старался оставлять вещи в микроавтобусе (чтобы не поднимать их на 14-й этаж, а потом не спускать), но некоторые штуки я, наоборот, тащил к себе в нору и делал себе из них „красиво“, даже если их через пару дней надо было куда-то еще волочь, а потом возвращать. И в какой-то момент я понял, что меня это странным образом развлекает и радует. Нет, конечно, стелить очередной ковер весом с половину меня приятного мало, но то, что я просыпаюсь и вижу не тюки и коробки вокруг, а нормальный, причем свежий, непривычный интерьер, мне стало нравиться. Это же и ковры, и картины, и цветы со съемок, и лампы-торшеры какие-то, лавки, горшки, — в общем, всё. Что-то у меня, кстати, так и оставалось жить (с разрешения владельцев, конечно)».
Про планировку квартиры ее обитатель говорит «просто чума», имея в виду «не то чтобы хорошо, но необычно». Большая прихожая, около 15 кв. м (из общих 66), из нее вход в два санузла (один гостевой, который использовался преимущественно как кладовая, в нем много стеллажей). Напротив входной двери — распашные двери, за ними — гостиная с эркером. Вадим говорит, что оттуда хорошо смотреть салюты — видно всю Москву от МГУ до Останкинской телебашни. Часть стены в гостиной отсутствует, и, таким образом, кухня и гостиная совмещены через широкий проем.
Также в кухню можно попасть из прихожей, то есть она проходная. Затеяв перестановку, Вадим решил, что из спальни сделает рабочий кабинет и гардероб. «Но туда не пролез стол, хотели даже сломать наличник (винтажный стол не влезал буквально на пару сантиметров), но силы небесные и поясница меня обломали, и я обустроил рабочий уголок в гостиной рядом со шкафом, набитым моими журналами и книгами. Я их давно не считаю, но во всех „есть я“, то есть мои тексты, съемки, а одну книгу, про бюро za bor (не буду рекламировать издательство), я почти целиком сверстал и написал. В общем, у меня получился такой удобный для работы угол с журналами под рукой».
Поскольку бывшая спальня, она же несостоявшийся кабинет, превратилась в гардеробную и гостевую комнату, туда по эскизам Вадима был заказан компактный диван с обивкой из пыльно-розового бархата. Туда же с небольшого балкона переехали крупные растения — гранаты, можжевельник, гибискусы — и поселились там на лавке, ее вместе с кучей ковров и горшков позаимствовали в «Декораторском ателье Марка Патлиса». «Я всё это за лето снял несколько раз в садах и на террасах. А ковер на полу в гардеробной, кстати, соткан из конопли…» — задумчиво говорит Вадим. Для всевозможных мелочей в Ikea была приобретена темно-вишневая витрина — туда переехали свиньи, которых Вадим много лет коллекционирует: это не только мягкие игрушки, есть и керамика, и даже елочные игрушки, и колокольчики из десятков стран. Еще одна коллекция состоит из киотской посуды, которую Вадим привозит из каждой поездки в Японию. «У меня очень много мелких вещей, брошей, например, заколок на лацкан, книг, — это все для меня материальное выражение воспоминаний, — объясняет Вадим. — Кстати, „подложить свинью“ дизайнеру — это святое: если вы видите какую-нибудь свинку в детской, — скорее всего, это моя съемка».
У гостиной не было выбора: она переквалифицировалась в спальню — туда переехала кровать. Для нее было заказано несколько комплектов постельного белья и дюжина декоративных подушек из сатина и бархата (те, что с «ушами» и красной строчкой, отшиты по дизайну Вадима с прицелом на то, что «на съемках подушек много не бывает»). «Сама кровать, кстати, какой-то „белорусский ноунейм“, это просто каркасы с ящиками, очень недорого, но основательно. Матрас в несколько раз дороже кровати, я подсмотрел его марку в одном из отелей моей любимой сети Hyatt (именно у них мне всегда отлично спалось) и купил такой же. Текстильное оформление кровати я подбирал под обои в гостиной, они стали важным моментом в этой истории: серые с металлическим оттенком и совсем легкой фактурой, еще и отражающие немного — идеальный фон для любых предметов, универсальный и общепримиряющий».
Соседство кухни с гостиной Вадима не смущало. «С черными лаковыми фасадами кухни мне повезло — это как раз то, что я люблю: весь этот лак сияет, а сама кухня вообще хоть и не новая, но изумительно сохранилась. Очень удобно готовить, две больших рабочих поверхности, двойная мойка, посудомойка, много шкафов и т. д. Но короб из гипсокартона на потолке „подбешивал“, лампы из него постоянно вываливались и перегорали, что-то оттуда сыпалось, но форма сама была интересной, ломаной». В итоге решено было его заделать и перекрасить — получился геометричный декоративный элемент на потолке. Вместо громоздкого обеденного стола Вадим заказал небольшой навесной по собственным эскизам. «Я просто его контур мелом на полу нарисовал, сразу в масштабе 1:1, сделал выкройку из бумаги и выдал мастерам. Стол фиксируется на торце стены — внутри банальная струбцина. Таков мой дизайн, — смеется Вадим. — Форма его „вдохновлена“, собственно, геометрическим коробом и барными стульями, которые у меня живут. Их сделали почти двадцать лет назад архитекторы из мастерской za bor. У них я больше десяти лет работал PR-директором, до сих пор дружим —
теперь вот „пиарю“ на съемках их стулья и геометричную вазу (на фото самый первый ее прототип, сейчас ее уже выпускают мои друзья в Канаде). Стулья, кстати, они сделали для бара в гостинице Radisson — он как-то довольно быстро закрылся, а необычные стулья, точнее их прототипы, остались».
На фоне нейтральных оттенков выделяются яркие нетипичные вещи, цвета которых на первый взгляд могут показаться агрессивными. Вадим рассказывает про каждую: «Розовый ковер Ушак просто радовал и видом, и рисунком — но это очень необычный ковер, он сплетен из нитей разобранных старых килимов в традиционной узелковой технике и рисунке, а потом выкрашен в нехарактерный для него цвет. Портрет Муаммара мне просто понравился по цвету и манере рисунка (я даже не понял, что у него прическа как у Джека Воробья), как и овца, которую я выклянчил, когда увидел ее в гостях. В ванной, кстати, у меня двухцветная подсветка — не знаю почему, просто люблю иногда необычные цвета и „света“, в них есть что-то волшебное. Помню, когда был маленьким, всю дорогу домой в такси или автобусе выискивал взглядом розовые и зеленые неоновые лампы-трубки на витринах магазинов — они меня радовали не меньше, чем в новогодние огни гирлянд. Возможно, потому, что необычные, не повседневные».
Возле кровати стоит столик, который придумал Тарас Желтышев, — его нестандартная форма вдохновлена желудком. «У Тараса почти весь авторский дизайн на тему биологии: органы, клетки, ткани. Столик должен был выпускаться в тканевой обивке, но у меня он „лысый“. Валентина Андреева, хозяйка фабрики Mrs Ruby, которая эти столики выпускает, рассказала, что часто из-за обивки собачки принимали его за сородича и пытались с ним „породниться“. У меня, кстати, тоже есть питомцы, причем несколько. Когда люди об этом узнают, так удивляются, будто кошки просто обязаны разнести дом, съесть обувь и поточить обо всё когти. Я уже на автопилоте объясняю, что кошек нужно воспитывать и что с породистыми (а у меня они породистые, но такие, знаете, не из питомников, а „спасенные с Авито“, кроме британской кошки Инфинити — она из Казани приехала с родословной) это всё проще, потому что многие поколения приучены жить в квартирах и т. д. Кстати, шерсти тоже не будет, если кошек как постоянно вычесывать, а еще бархат — это идеальный вариант, потому что с него очень легко удалять шерсть просто любой влажной салфеткой. Ковры в этом плане тоже много лучше, чем даже, казалось бы, паркет, они собирают на себе все невидимые шерстинки, и даже банальный пылесос со щеткой для животных (pet brush обычно их называют) соберет всю шерсть, которая бы иначе летала невидимая над полом».
«Единственный недостаток кошек, в отличие от собак, — сокрушается Вадим, — они боятся покидать дом, и их нельзя использовать как моделей в съемках, а это жаль — вам любой редактор скажет, что животные в кадре повышают шанс на публикацию. Недаром же говорят, что в доме, где есть кошка, других украшений не нужно. Как редактор и стилист с двадцатилетним стажем могу это со всей ответственностью подтвердить».
Напоследок, пользуясь случаем, не могли не спросить о том, тяжело ли стилизовать профессионалу собственный интерьер для съемки. Вадим вздыхает: «Не просто тяжело, а очень тяжело. Хочется всех удивить, сделать идеально, всё подогнать, почистить, добиться wow-эффекта, использовать „крупнокалиберные“ дизайнерские бренды и имена. Я долго в этом варился, когда мне взбрело в голову отснять этот интерьер (наверное, с полгода), а потом плюнул и снял вообще без мебельных икон, исторических кресел и всего этого дизайнерского величия. Что есть — то есть. Важно понимать, что личное отношение в работе очень мешает, как и эмоциональная заинтересованность, — поэтому врачи и не лечат своих родных. Секрет успеха съемок чужих интерьеров по большей части основан на том, что стилист и фотограф смотрят свежим взглядом и видят все достоинства и недостатки, помогая их раскрыть и спрятать соответственно. Со своими личными историями и проектами это зачастую невозможно, так как в них вложено слишком много сил и эмоций».