Внедрение новых сортов пластмасс и накопившаяся усталость от гладкого вылощенного дизайна 1960-х нанесли удар по добротной фабричной мебели, которой славилась Италия. Юноша с «говорящей» фамилией* из рыбацкой семьи, студент в Архитектурном университете Венеции и член радикальной (в области дизайна) Group N объявил, что дизайнерские объекты служат вовсе не для комфорта; отныне они — взрослые игрушки. Звали юношу Гаэтано Пеше. (Фамилия дизайнера переводится как «рыба» — прим. редакции)

Гаэтано Пеше позирует на фоне книжного стеллажа под названием «Автопортрет» в своей студии в Нью-Йорке, 2020 год.
С 1962 года Пеше проектирует предметы быта для крупнейших итальянских компаний, таких, как Cassina и С&B (позже станет B&B) Italia, затем для Bernini и Meritalia. Модные полимеры дали его карьере космический старт. Первая по-настоящему знаменитая работа молодого дизайнера, кресло La Mamma (оно же UP!), напоминавшее пышные формы «большой мамы», готовой принять в свои объятья, было целиком изготовлено из полиуретана без традиционного мебельного каркаса. К креслу прилагался шар на цепочке — он символизировал «кухонное рабство». Покупателю кресло поставлялось — небывалый случай в мире твердой и основательной мебели — в сжатом виде и при открытии коробки буквально выскакивало и само принимало окончательную форму. (Отсюда и второе название UP!).

Красочная композиция, демонстрирующая серию кресел UP от 1 до 6 по дизайну Гаэтано Пеше, в рекламных материалах B&B Italia 1969 года.

Швейцарский фотограф Клаус Цаугг изобразил моделей в белых афро-париках и поместил их на сюрреалистичном фоне рядом с предметами мебели UP, 1969 год.
Кресла UP! снимались для всех тематических журналов тех лет (и снимается, к слову, до сих пор), но их передовую рекламу сегодня, увы, никто не решится воспроизвести по соображениям «политкорректности» и сексизма. Эволюция модели продолжается, много лет подряд мы пишем о юбилеях этого замечательного кресла. В 2019 его гигантскую версию установили перед Миланским собором, причем Пеше утыкал сиденье булавками, чтобы подчеркнуть модные тогда вопросы феминизма (ответов хитрый дизайнер не дал). А на миланском же Supersalone в сентябре 2021 (проходило в рамках I Saloni) пробковый вариант UP! демонстрировал уже проблемы разумного потребления и вторичной переработки материалов. Важная деталь этого кресла дает характеристику стилю Пеше в целом: составной частью UP! с 1969 года является шар (отдельный или на шнурке), происходивший от оттоманки, его положение в пространстве можно было надежно зафиксировать, только сидя в кресле. Вот эта характеристика: непостоянство и ценность ошибок.

Гаэтано Пеше на фоне инсталляции с гигантским 8-метровым креслом модели UP 5&6, пронзенным четырьмя сотнями стрел, — одной из самых обсуждаемых работ Fuorisalone 2019.
Например, серия стульев Nobody’s perfect (2002) состоит из похожих, но не одинаковых предметов. Эти стулья из синтетических смол — разного цвета, с уникальными потеками и разводами краски, отличающимися деталями. «Я старался показать, что никто не может создать совершенный предмет идеальной формы или окраски. Достоинство этой коллекции — в ошибках. Суть в том, что все вещи по-своему красивы», — так говорил Пеше.

Модульный диван La Michetta, Meritalia разработан Гаэтано Пеше в 2005 году. Модель характеризуется разнообразием композиций, которые могут быть получены путем группировки отдельных блоков разных цветов и размеров. Название является отсылкой к недорогим хлебобулочным изделиям michetta родом из Милана — при закваске и выпечке они всегда принимают разные формы.

Gli Amici, Meritalia — это коллекция мебели из одиннадцати модулей, каждый из которых изображает фантастическое животное. Цифровая печать воспроизводит оригинальные рисунки самого Гаэтано Пеше в стиле, напоминающем иллюстрации к детским сказкам. Дизайн разработан в 2009 году.
В 1980-х самые модные люди тусовались в Нью-Йорке. Тогда он на самом деле представлял собой город контрастов: прогрессивные небоскребы и опасные заброшки, глянцевый, как штиблеты богатого негра, Бродвей и Сохо, где никто никогда не спит. Новая граффити-культура превратила город в гигантский живой холст. Гаэтано Пеше открывает в Нью-Йорке собственное дизайн-бюро и, вдохновленный футуристической атмосферой тогдашней столицы мира, создает для компании Cassina трехместный диван Tramonto a New York, «Закат в Нью-Йорке».

Трехместный диван Tramonto a New York, Cassina. Оригинальный дизайн разработан Гаэтано Пеше в 1980 году.

Перегородка Tramonto a New York, Cassina из цветной полупрозрачной полиуретановой смолы. Дизайн Гаэтано Пеше, 2022 год.
Эта икона дизайна и не думает устаревать. Диван Tramonto a New York (1980) сложен из восьми модулей и воспроизводит единственный в своем роде скайлайн манхеттенских небоскребов и заходящее за ними огромное красно-оранжевое (в каждом экземпляре оттенок чуть разный) Солнце. Через три года Пеше выпустил вторую версию дивана, Notturno a New York, «Ночь в Нью-Йорке». Он состоял (как и текущее издание этой модели) из девяти мягких модулей, обтянутых пластиковым тканым материалом. Модули обоих диванов служат сиденьями и подлокотниками, и каждый модуль — как фасад нью-йоркского небоскреба с его рядами окон. «Закатный» диван светлый, а обивка «ночного» окрашена сложными оттенками темно-синего, фиолетового, темно-аквамаринового. Небоскребы погрузились во тьму, ярко светятся их окна, а позади виднеется огромная, загадочная, полная, синяя Луна. Модуль Луны является в этой модели дивана передвижным, владелец может менять его место по настроению. И, конечно, каждый экземпляр дорабатывается вручную, чуть непохож на все остальные и имеет уникальный номер.
И Tramonto, и Notturno изначально были выпущены небольшими тиражами и быстро разошлись по музеям и коллекционерам. Cassina несколько раз перевыпускала их, так же небольшими тиражами. Последний раз диван Tramonto Notturno был перевыпущен в прошлом году в количестве 50 экземпляров, став последней работой великого дизайнера. Один из этих уникальных, в буквальном смысле музейных предметов можно увидеть вживую в Москве в одном из салонов ТРИО-Интерьер. (Кстати, там же можно увидеть и кресло UP! в нескольких вариантах отделки).
Обивка нового издания легендарного дивана выполнена из ПЭТ-волокна (его делают из переработанных пластиковых бутылок). Полиуретан, который так любил Пеше полвека назад, заменен на экологичный полиэфир из биологических источников — так безопаснее для окружающей среды и человека.
И сегодня в московских интерьерах нью-йоркский «скайлайн» выглядит вполне органично. С 1983 так многое поменялось, самые высокие небоскребы теперь уже далеко не на Манхеттене, и огромная полная Луна встает над их огнями точно так же, как и четыре десятилетия назад.