История производства индиго охватывает века и континенты. Получаемый из растения индигофера, произрастающего в Индии и других странах Азии и Африки, этот натуральный краситель, который еще называют «синим золотом», с древних времен особенно ценился за насыщенный цвет и лечебные свойства. Египетских жрецов, по крайней мере Тутанхамона, обертывали перед погребением в ткани, пропитанные индиго; японские самураи носили под доспехами окрашенную в индиго одежду для предотвращения заражения ран; а в Индии текстиль индиго продолжает почитаться как фамильная реликвия и передается из поколения в поколение.
Индиго так ценен благодаря своим уникальным свойствам: он не только придает тканям глубокий ультрамариновый оттенок, но и делает их более прочными и устойчивыми к износу. Кроме того, индиго является экологически чистым красителем, который не загрязняет окружающую среду.
Хотя в древности краситель был так дорог, что в отдельных странах одежды из ткани, окрашенной им, могла позволить себе лишь знать, но в XIX веке, а если быть точным в 1842 году наш соотечественник химик Николай Николаевич Зинин разработал простой процесс восстановления нитробензола в анилин, чем навсегда изменил технологию выпуска текстиля и окрашивания тканей. К концу века распространение синтетических красителей, которые позволили получать оттенки желаемого цвета менее трудоемким и более дешевым способом, привел к упадку классического метода производства.
Однако в нашем веке, когда идеальной синтетикой никого не удивишь, напротив, растет интерес к традициям, натуральных продуктам, которые вновь становятся роскошью. В различных регионах мира все чаще появляются небольшие мануфактуры, занимающиеся возрождением традиционного ремесла, и Nila House в Джайпуре — одно из таких выдающих мест. Руководитель промышленного центра Анурадха Сингх совместно с командой единомышленников, в которую входят не только ремесленники, но также биологи, исследователи и технологи, — занимаются возрождением древнего метода производства индиго.
Получение драгоценного красителя традиционным способом — это трудоемкий процесс, который начинается с замачивания листьев индигоферы для экстракции пигмента, затем состав бродит и из него делают подобие пасты, которая разбавляется водой и смешивается с дополнительными ингредиентами для красящего состава. В него скрупулезно следящие за временем работники погружают полотна, которые медленно набирают густой сине-фиолетовый оттенок в процессе окисления и многочисленного погружения в раствор.
В маленьком сообществе производителей, добывающих индиго традиционным способом, не идет речь о конкуренции — скорее о взаимовлиянии и сотрудничестве. Так, помимо Nila House в Юго-Восточной Азии, существуют еще две локальные мануфактуры, заслуживающие особого внимания — Tian Taru на Бали и студия Ао в Токио. Около 15 лет назад голландский текстильный дизайнер Себастьян Месдаг начал выращивать индиго на плантации в глубине джунглей недалеко от Убуда, и эта авантюра стала делом его жизни.
На сегодняшний день Tian Taru регулярно проводит мастер-классы по производству и окрашиванию индиго и сотрудничает с многочисленными художниками и дизайнерами. Студия Ao в Токио исследует возможности использования индиго в быту, производя деревянные стулья, столы, прочие предметы обстановки и посуду, окрашенную этим пигментом. Каждый предмет уникален, так как процесс окрашивания индиго не до конца предсказуем.
На сегодняшний день Nila House, Tian Taru и студия Ао работают с местными мастерами, использующих индиго как для полного окрашивания, так и частичного с созданием узоров.
Сотрудничая с дизайнерами и художниками, энтузиасты популяризируют и дают новую жизнь старинной технике, возвращая роскошь ручного труда и неповторимость каждого изделия, выкрашенного ручным способом в наше время высоких промышленных стандартов. Пожелаем им удачи.