Знакомство: художник Антон Фролов

Художник Антон Фролов и его одухотворенные люди будущего, написанные аки иконы и образа.

Космические ракеты в золотом сиянии космоса, одухотворенные люди будущего, будто сошедшие с образов, написанные в канонической обратной перспективе по дереву, одетому в золотую поталь, красками, замешенными по древним рецептам. Это картины Антона Фролова, художника, фирменный стиль которого — фантастические сюжеты в почти иконописной технике. Но Антон не иконописец, а скорее, традиционалист космического извода. Человек из альтернативной вселенной, где проросло в полную мощь наследие духовных искателей от Рериха до Циолковского, от Сергея Булгакова до Павла Флоренского.

«Упавший НЛО». Тема контакта гуманоидного и негуманоидного разума, столь часто поднимаемая в научно-фантастических произведениях. А что можно сказать о контакте духовном между этими мирами? Вопрос остается открытым, тем не менее эффектная картина оказалась на лимитированной обложке весеннего журнала WA, которая, несмотря на цену выше обычной, была раскуплена буквально за три дня.

«Я не учился иконописи, но в студенческие годы работал несколько лет на объекте, где писались иконы, наблюдал, анализировал, — вспоминает художник. — Мне кажется несправедливым, что вековые наработки и техники мастеров используются в столь узком направлении… Ведь это огромное поле для вдохновения». На периодические претензии со стороны особенно благочестивой публики реагирует с юмором, тем более что среди его поклонников достаточно людей воцерковленных и даже батюшек. Но и сам художник говорит, что возьмется писать в иконописной манере далеко не всякий сюжет: «Возвышенность этого стиля, его неземная, вневременная красота, складывавшаяся веками, накладывает определенные самоограничения в использовании». Она же сообщает «образáм» далекого будущего полную отрешенность от потребительства и релятивизма нашего века, при этом смотрятся они замечательно свежо и, как сказали бы наши предки, «благокрасно».

Работы из серии «Автоматические устройства №4. Своеобразное развитие идеи Станислава Лема об эволюции автоматических устройств из повести «Непобедимый», и вплетение их в концепцию живописного проекта «Леодр». Далекое будущее, на которое намекает дата создания картины — 3022 год — не случайность. События романа происходят в далеком будущем, где звездолеты, случайно атакуют микроскопические «автоматический устройства».

Работы из серии «Автоматические устройства» №1. Архитектура 70-х и парящие на ее фоне геометрические образы устройств, полное отсутствие людей (разум которых они буквально стирают), отсутствие эмоций и страстей. И всё это на контрасте с состаренной древесиной, потускневшим золотом и кракелюрами в красочном слое. Как бы подчеркивая обезличенность сюжетов, эти картины без названий и подписи. Только порядковый номер.

«Низвержение нейросети».

«Сны Св. Георгия». Футуристическая трактовка легенды о Георгии Победоносце. За основу взята динамика и пропорции федоскинской миниатюры, но добавлена пластика японской фантастической манги Цутому Нихэя. И всё это на фоне «треугольной» горы, цветом и формой напоминающую донецкие терриконы. Таким образом сложился вневременной сюжет противостояния добра и зла.

«Красная черта». Изначально «Ударник сверхтяжелой промышленности» должен был стать воином, но художник решил иначе. Однако персонаж не забылся и был воплощен в этом полотне. Завершающий штрих, давший название картин — тонкая красная линия — сиречь сила разрушения и преобразования, символ невозврата. Герой картины, аки страж, охраняет эту строго очерченную границу.

«Ударник сверхтяжелой промышленности» — образ героя труда в гиперфутуристическом прочтении, вдохновленный образами передовиков производства 1960-х выведенных соцреализма. Однако, в отличие от уверенных в завтрашнем дне улыбчивых героев, этот персонаж отнюдь не оптимистичен. Его гнетет вес экзоскелета, а взгляд обращен не в прекрасное далеко, а вглубь себя.

«Меланхолия / Пилот гиперкара». «Гиперкар — это некая сущность, странствующая по Вселенной в поисках цивилизаций для последующего паразитизма. Струящееся, бесконечное, алое существо, непостижимо для человеческого разума, и единственная его проявленная форма, которую на Земле способны увидеть глаза человека, это ярко красная спортивная машина. Одним из признаков заражения цивилизации является ускорение времени». «Помимо ускорения времени, есть еще несколько симптомов контакта. Один из них — всеобщее потребительство и гонка за так называемым «успехом». Быть первым. По этим признакам можно с уверенностью сказать , что цивилизация заражена гиперкаром, и становится так называемым «пилотом» этой сущности, образуя устойчивую связь. С этого момента Гиперкар уводит развитие общества на свою траекторию, постепенно переводя его в фазу так называемого «сна».

«Нормобласт». Название этой картины означает клетку-предшественника эритроцита из биологии. Красная сфера в руке существа символизирует именно его. Своеобразная аллегория о зарождении жизни на земле и книга в руке второго существа намекает на разумность этой жизни. Можно опять же найти аллюзии на творчество братьев Стругацких, а точнее к их «Странникам» — загадочной межзвездной цивилизации, стоящей за процессом эволюции на Земле.

«Дионы». Классический научно-фантастический сюжет. Двое женщин-астронавтов на фоне космического корабля. Одна в закрытом скафандре, вторая с раскрытым наподобие цветка шлемом. Но они не совсем люди, это скорее «людены» — сверхчеловеческая раса 22-го века, описанная в цикле романов Стругацких «Мир Полудня», своего рода следующий этап развития человечества. Им уже нет необходимости сохранять человеческую физическую форму, разве что для общения с теми, кто еще не перешел на эту ступень… И взгляд героини картины направлен на человечество сегодняшнего дня, еще очень далекое от перехода к новой жизни. Сам термин «диона» взят мной из греческой мифологии, это имя дочери Геи и Урана. Я перевел его в имя нарицательное, чтобы подчеркнуть возвышенную сущность персонажей картины.

«Калейдоскоп». Картина посвящена теме колонизации Марса, на что указывает знак в центре, и в целом космическим исследованиям. Шестеро женщин в анабиотических капсулах вокруг знака одновременно и астрологического марса и мужского начала также символизируют притяжение мужского и женского.

«Возвращение со звезд». Мир изменился за время его отсутствия, но судьбу человечества я оставил «за кадром» в этой картине. Лишь эта гротескная архитектура свидетельствует о трансформациях и сдвигах в истории планеты, но не менее масштабны перемены и в самом персонаже после всех странствий.

«Релятивистский всадник». Размышление о природе света и попытках человека познать ее. Отсылки к квантовой физике в виде знака фотона и очертаний ускорителя частиц на фоне персонажа. Это образ скорости света и скорости человеческого прогресса, застывший на плоскости картины. Обуздает ли человек свою природу, познает ли ее? Или этот всадник станет пятым, квантовым, присоединившись к четырем другим, всем известным?

«Созвездие Райского дерева». В честь этой картины была названа первая персональная выставка Антона Фролова, организованная журналом WA.

Поделиться статьей: