Инсталляция художника Анны Немчиновой.

Ностальгия и котики:
немножко «арт», немножко «раша» —
репортаж с выставки «Арт Россия» 2025

Искусствовед и арт-критик Арсений Штейнер делится впечатлениями о самой на сегодняшний день «демократичной» выставке Гостиного двора — «Арт Россия», которая в этом году наконец, пусть и с опозданием, сменила буквы на кириллические.

Опять прошла в Гостином Дворе самая демократическая художественная ярмарка «Арт Россия», еще совсем недавно — Art Russia Fair (а в обиходе «Арт Раша»). Начиналась она в свое время как центральная точка сборки художников «уличного салона»: художники несли на ярмарку животных и цветы, березки и натюрморты, приятные глазу ню и красочные абстракции. В последних выпусках ярмарки наметилась тенденция к повышению профессионального уровня экспонентов, и приятно видеть, что она продолжается и в 2025. Некоторые художники даже сообщают, что работал некий экспертный совет; другие, правда, отрицают, что показывали кому бы то ни было свои работы перед развеской. Хочется верить, что Art Russia не пойдет по следам Cosmoscow с ее жестким отбором арендаторов по вкусу команды ярмарки. Куда это Cosmoscow привело? Правильно, на московские выселки.

Художник Евгений Ches на своем стенде.

Выпуск «Арт Раши» образца 2025 года представляет относительно крепкое салонное искусство со значительным уклоном в сторону декоративно-прикладного. Большие яркие картины, украшенные модной последний год золотой поталью или задутые лаком, неестественно интенсивные цвета («назло худшколе станем писать без белил», подумали художники), фантастические сюжеты и заигрывание с хорошим вкусом — при общем взгляде на ярмарку можно подумать, что русское искусство взялось догонять китайский «циничный реализм», только с котами, хохломой и умилением по небесному СССР.

Работы художника Алексея Азарова. Вверху картина «Теннис большой VI», внизу бронзовый бюст «Пробы Лео Ди Каприо на роль В.И. Ленина», обе работы 2025 года.

Котов, в самых фантастических видах, на ярмарке немало. Но еще больше бросается в глаза неуемная эксплуатация некоторыми авторами образов воображаемого Совка. И если подсчитать красные точки, остается признать, что этот совок-фетишизм имеет успех. Видимо, обзаводится собственными домами поколение, которое видело СССР только из детской коляски и мечтает попасть обратно. Так, например, повезло художнице Анне Белан, чьи подробно прописанные картины из октябрятско-пионерского быта хорошо продались. Видимо, она молода и не знает о своей предшественнице Марии Сафроновой, которая десятью годами ранее писала ровно то же самое, только более умело. На вторичном рынке есть работы Сафроновой, но они дороги, так как интересуют не только любителей ностальгии.

Ностальгическая живопись Анны Белан отлично продавалась.

Похоже, что фирменным стилем «Арт России» становится (на самом деле пока нет, но поверим авансом) крепко сделанное, но вторичное искусство и китчевые прикладные вещи. Неудивительно, что галереи, которые не обратили внимания на эту «фишку», всухую проиграли по количеству сделок индивидуальным художникам, которые знают вкусы холодной аудитории и не берут сами с себя процент с продаж. С точки зрения непросвещенных покупателей, которые знать не знают слова «провенанс» и считают галерею простым магазином, зато умеют считать свои деньги, разовая покупка у частника будет очевидно выгоднее.

Кто ходил на колхозный (фермерский, если угодно) рынок, знает, что цены внутри и снаружи рынка могут различаться раза в три. Вилка цен на художественной ярмарке за вещи даже одного размера гораздо выше. Поскольку ярмарка «Арт Россия» предоставляет место экспонентам, но не вмешивается в ценовую политику, цены на искусство на ней демократические в прямом смысле: от 50 тысяч рублей за картину Александра Мэйзи из Петербурга, который решил арендовать стенд на московской ярмарке для своей самой первой выставки, до трех миллионов за монументальную карандашную графику Дмитрия Лигая на стенде инстаграмной галеристки Леры Венеры. Графические листы Лигая в вышину больше человека и монументально поражают сразу всем: размером, трудоемкостью и ценой. Впрочем, московский зритель уже привык их видеть. Скорей бы кто-нибудь купил!

Экспонат сувенирного магазина выставки «Арт Россия».

Однако большая часть аудитории «Арт России» такова, что первым делом направляется к стенду с сувенирами. Чего там только нет! Там кумачовые стяги «наивного» гения из Липецка Татьянина с мертвыми зайцами. Там матрешки, тарелки, попискивающие электронные котята, яркие подстаканники и вышитые салфетки. А центральное место на прилавке занимает раскрашенный деревянный грузовичок с цистерной, на которой без цензуры написано слово из пяти букв на букву «г». Не уверен, что здесь нужно искать самоиронию, но что-то организаторы ярмарки определенно имели в виду.

Самый «мебельный» стенд выставки представила галерея Екатерины Ребровой Bo.Art.

В окружении мебели, созданной по дизайну Екатерины Ребровой, ковер итальянской мануфактуры Artep, выполненный по эскизам художника вручную.

На стенде дизайнера Екатерины Ребровой и галереи Bo.Art. В фокусе картина Гоши Острецова и кресла по дизайну автора стенда.

Светлана Раховская и Екатерина Реброва на стенде cвоей галереи Bo.Art.

Стенд скульптора Петра Зайцева. Пётр давно работает с бетоном, и этот грубый материал в его руках преображается в белочек и концептуальных младенцев.

Огромное сердце Петра Зайцева надежно устроено в стальной клетке.

Скульптор Пётр Зайцев и Роман Сальников, Decortier.

Анималистические скульптуры Петра Зайцева, детали.

Скульптуры Игоря Воложанина «Квадролюбовь» и «Великая мать».

На больших многокрасочных литографиях Олега Михайлова оживают рыбы и фантастические морские гады.

Стенд художника Александра Богуславского и столярной компании EZCRAFT.

Художник Александр Богуславский на своем стенде.

На стенде «Сны Платона» скульптора Юлии Федотовой (Ulafonberber).

Бронзовые скульпторы Юлии Федотовой (Ulafonberber) «Глубокие воды» и «Мистерия».

Скульптуры Юлии Федотовой (Ulafonberber) из серии «Демиург играющий» на ее стенде.

На стенде галереи «Евразия».

Художник Александр Мэйзи на своем стенде.

Скульптуры художника Александра Мэйзи.

Скульптуры и живопись художника Александра Мэйзи.

На стенде проекта Super Toys.

На стенде проекта Super Toys.

На стенде проекта Super Toys.

К стенду 11.12 Gallery с задорной живописью художника Алексея Азарова прилагался концептуальный огнетушитель.

Картины художника Алексея Азарова на стенде 11.12 Gallery. В центре «Гитаристка. Диптих», 2024 год.

Картины художника Анны Селиной на стенде 11.12 Gallery. В центре полотно «Любовь» с новыми образами Ивана-царевича с Еленой Прекрасной. Серый волк, судя по выражению пасти, не очень ими доволен.

Художник Татьяна Абрамова с серией яркой архитектурной живописи.

Фрагмент полотна «Dream» Татьяны Абрамовой.

Фрагмент полотна «Red Wall and Cat» Татьяны Абрамовой.

На стенде художника Татьяны Абрамовой.

На стенде художника Даши Пустовойт.

Фрагмент картины художника Даши Пустовойт.

На стенде художника Андрея Шатилова.

На стенде с ностальгическими картинами художника Андрея Шатилова.

На стенде с ироничными «кинокартинами» художника Анны Белан.

Фрагмент картины «Шляпу сними!». Художник Анна Белан, 2020 год.

Картины художника Кита Кимова на стенде Kuramova Gallery.

Картина художника Кита Кимова.

Возможно, эти модели воспроизведены с натуры. Художник Дмитрий Хлебников воспроизвел даже крохотные стикеры на дверях лифтов.

Кабинетные лифты художника Дмитрия Хлебникова.

Кабинетные лифты художника Дмитрия Хлебникова.

Стенд Levko / Art Family привлекал внимание преимущественно увлекательными рыбками Тараса Левко.

Еще один завсегдатай выставки, художник Анастасия Ермакова, с продолжением своего тибетского цикла.

Картина художника Анастасии Ермаковой.

Художник Илья Евдокимов и арт-критик Арсений Штейнер, оба за работой.

Картины художника Ильи Евдокимова на стенде галереи «Март».

Художник Елена Романовская на своем стенде.

Стенд художника Елены Романовской.

Так чувствует «Вкус детства» художник Светлана Зуева.

Специально для «Арт России» художник Иван Коршунов показывает превью своего нового проекта про сказки для галереи «Файн Арт». Такого яркого Коршунова мы еще не видели.

Сам Иван Коршунов с пригоршней конфет.

Художник Елена Ковылина надела черные очки, чтобы ее никто не узнал. Поэтому ее небольшую картину на стенде галереи «Файн Арт» мы не сфотографировали.

Эта «Хтонь» радует зрителя на стенде новой галереи Drob по фамилии ее хозяйки Ольги Дроб-Первушиной. Она тоже художница.

«Новые приключения Фантомаса» Евгении Инфелициной автор материала уже хотел забрать себе, но кто-то более расторопный купил ее на второй день ярмарки.

Стенд компании «Ампир-Декор» был оформлен живописью художников Михаила Медведуса и Лилии Валеевой.

Михаил Медведус и Лилия Валеева с одной из своих картин на стенде компании «Ампир-Декор».

Слева картины австралийского художника Джорди Кервича. На заднем плане стенд «Ампир Декор».

Художник Джорди Кервич представлен Robineau Art. Галерея помимо картин продает курсы.

Главный редактор журнала WA, Вадим Костырин с носорогом (вероятно это символ университета корпорации «Синергия»). Если Россия — родина слонов, то «Арт Россия» — вольер носорогов.

Носороги на стенде NAM Art Gallery.

Стенд Максима Башева.

Картина художника Петра Фролова (2023 год) из цикла «алфавит» на букву D.

Стенд «Гобеленов братьев Либа».

Стенд «Гобеленов братьев Либа».

Стенд «Гобеленов братьев Либа».

Один из «Гобеленов братьев Либа», деталь.

Пятиметровая картина Ивана Спича «Красная Площадь» продавалась за 17 миллионов рублей. Так ее оценил владелец, которому Спич давно продал эту картину за неназванную сумму.

Это второй стенд художника Ивана Спича с картинами поменьше. В свободное от искусства время Спич работает спасателем в родном Нижнем Новгороде.

На заднем плане картина художника Дмитрия Лигая.

Хозяйка галереи Joy (Санкт-Петербург) представляет серию «Заповедник» Егора Щаблыкина.

Художник Иван Щаблыкин из Санкт-Петербурга у своего небольшого диптиха (900.000.000 руб).

Поделиться статьей: