Деревянный двухэтажный дом на берегу озера десять лет принадлежал прежним владельцам. Когда дизайнеры прибыли на объект, их встретили лишь пустые комнаты — все уже было вывезено. Но и эта пустота разительно отличалась от обычных интерьеров городских квартир, с которыми авторы этого проекта чаще всего работают: рельеф бревенчатых стен, конструкции потолка, вся фактура проступили в пустом пространстве, как черты лица, — дом беззастенчиво показывал свой подлинный, сложившийся годами характер. Именно за эту яркую фактуру ухватились дизайнеры, тем более что склонный в своих предпочтениях к современным веяниям заказчик не имел четкого представления, что он хотел бы получить на выходе, ограничившись лишь расплывчатыми формулировками, лишенными директив и энтузиазма.
Однако дизайнеров это не смутило: «Этот сруб стал для нас отличной возможностью разработать интерьер на стыке старого и нового. Поиск современных архитектурных решений, которые бы подчеркнули все достоинства бревенчатого дома, стал главной идеей проекта», — объясняет дизайнер Анастасия Павловская.
Заказчик планировал перебраться в этот дом с женой и детьми — учащимися средних классов. При этом у него был большой опыт в строительстве, и, несмотря на свободно и общо сформулированную задачу, он принимал довольно активное участие в обсуждении и согласовании, особенно в части сложных узлов и конструкций. Забегая вперед, можно сказать, что именно за счет этой вовлеченности проект удалось реализовать достаточно быстро.
Однако вначале требовалось деликатно и лаконично интегрировать выбранные архитектурные решения в существующий сруб. Критериев было всего два — практичность и сокрытие неэстетичных сложных монтажных конструкций. Несмотря на то, что интерьер выглядит очень привлекательно, в нем не много решений, продиктованных эстетическими соображениями, самое очевидное — арочный проход в просторную зону гостиной, в остальном решения почти исключительно утилитарны. Тем не менее авторам проекта удалось сохранить ощущение настоящего деревянного дома.
«Сложность была в том, что в качестве подосновы мы все же имели живой материал, а именно брус, — говорит Анастасия Курбатова. — Но для каждой нашей идеи удавалось найти подходящее технологичное решение, что в итоге положительно сказалось на эстетике проекта».
Действительно, проемы окон и вход удалось перенести, улучшив планировочное решение; теплую естественную фактуру бревен подсветили встроенными светильниками, а открытое дерево частично скрыли за участками стен, окрашенных в светлые спокойные тона (такой прием чередования дерева и штукатурки можно встретить в скандинавских домах, возведенных на рубеже XIX и XX веков).
Спокойные цвета, лаконичная форма деталей и, конечно, присутствие дерева в интерьере еще больше роднит его с домами Северной Европы, к которой он, по сути, и принадлежит. Детали сруба ушли на второй план, стали аутентичными деликатными украшениями, а не доминантой, как раньше. Так дизайнерам удалось успокоить изначально довольно характерный интерьер, который беспокоил хозяина. В итоге, когда декорирование подходило к концу, они, напротив, решили привнести в обстановку природного контекста: когда начали подбивать декор, первыми «жильцами» дома стали «животные» петербургского скульптора Александра Перминова: в кухне-гостиной обустроились каменные скульптуры «Заяц» и «Белка», а еще «Овечка», выполненная из массивного булыжника и металлических элементов
В итоге дизайнерам удалось создать яркий запоминающийся проект, который возник на грани старого и нового, традиций и новаторства, в котором смело чередуются искусственное и естественное, в своем симбиозе даря ощущение покоя и комфорта, без излишней стерильности и декоративности. Здесь нет ассоциаций с деревенской избой и в то же время нет ни намека на давление городского ритма, зато есть много большее и редкое — настоящая гармония.