В этом году архитектурное бюро Ольги Фрейман отметило четвертьвековой юбилей. Примерно столько же, по уверению его бессменного руководителя Ольги Фрейман, переделывается и достраивается ее столетний дом, о котором пойдет речь в этой статье. Интересно, что он стал надежным и очень необычным подспорьем в рабочих вопросах: «Хотя делали его мы для себя, но это был дом-эксперимент. Мы опробовали здесь многое из того, что потом применили в работе. На себе испытывать не так страшно, а главное, честно, — объясняет Ольга. — То, что понравилось нам самим, мы предлагаем потом нашим клиентам».
Вековым дом можно считать лишь отчасти: примерно столько было старому срубу, который достался вместе с участком, приобретенным для строительства загородного дома. «Теперь, как специалисты, мы знаем, что лучше все снести, а потом построить что-то новое. Но тогда мы еще не были такими профессионалами, как сейчас, и решили этот сруб оставить. И на самом деле то, что вы видите, это “обстроенный” старый остов, — рассказывает Ольга. — К нему пристраивались помещения, где-то мы придумали большое остекление, и, собственно говоря, нам нравится
в этом старом срубе. Он с нами живет, мы его чувствуем, он основа этого дома. И это важно».
Интересно, что именно сад повлиял как на выбор участка, так и на то, как сложился дом. Именно он стал своего рода субстратом, на котором во всех смыслах выросло все то, что можно видеть сейчас. Когда будущие хозяева приехали смотреть участок, большая часть земли в низине, не заросшая деревьями, была продана под огороды, поэтому участков оставалось немного: «Место было очень красивое. Это излучина реки. И вот мы приехали смотреть один из последних участков (он с уклоном), и самое главное, что мы там увидели, это старые яблони, оставшиеся после колхозного сада. Они переходят в черту леса, смешиваясь с елями. Соседи сказали, что яблони надо срубить обязательно, потому что они очень старые и скоро начнут “портить нам жизнь”. Но мы попробовали их оставить и посмотреть, что будет. Это было четверть века назад. И вот они растут и радуют нас до сих пор. Я уже даже не знаю, сколько им лет, этим деревьям. Они цветут, и они прекрасны».
Действительно, сад выглядит великолепным в своей легкой запущенности, напоминающей английские сады с их естественным, немного небрежным «лесным» обликом. Однако есть и отличие: то тут, то там компанию яблоням и елям составляют садовые скульптуры. Они достались от компании, которая привезла их сюда из Франции для одного из проектов Ольги, но заказчик их не оценил: «Они показались ему слишком грязными и потрескавшимися. А я так была рада, что он от них отказался! Теперь они все живут здесь, выглядывают из кустов. Иногда очень смешно и комично, как Купидон, а иногда — торжественно, как четыре времени года. Для наших гостей целый квест — угадать, какая скульптура какое время года олицетворяет».
Плотно окруженный садом дом небольшой и имеет традиционное зонирование. Крыльцо высокое, за ним небольшой холл, откуда можно попасть в сезонную гардеробную, бильярдную и, наконец, просторную кухню-столовую. В неприметной нише, выложенной красным кирпичом, удобно расположилась посудомойка. Кухня более чем примечательная: это один из тех образцов, которые архитектор опробовала на своем доме, а потом реализовала в проектах клиентов. «Столовая и кухня, тем более за городом, думаю, у всех любимое место. Поэтому кухня выбиралась с особым пристрастием, — вспоминает Ольга. — У нашего бюро есть партнер — итальянская фабрика Meneghini, они делают прекрасные кухни, на одной из них мы выбор и остановили. Комплектация щедрая — с холодильником для вина и симметрично расположенным холодильником для сыра. Вина не очень много, мы не сильно пьющая семья, но все-таки приятно, что вино, которое есть, хранится в правильных условиях. Холодильник для сыра, как видите, забит другой едой, а сам сыр хранится в обычном холодильнике Sub Zero. Он прикрыт панелями, на которые нанесена копия средневековой гравюры, изображающей повара, который носит с собой все свое, так сказать, оружие поварское. Это очень живая вещь, хоть и старинная. Мы очень полюбили эту кухню, показывали ее своим клиентам и сделали потом еще несколько проектов с этой же моделью и с этим же поваром, настолько он полюбился всем».
Из кухни-столовой распашные двери ведут в гостиную. Ее контур, по сути, задан тем самым «историческим» срубом. Одна из его оставшихся стен скрыта панелями из массива оливы с роскошной фактурой: «Эта стена в прямом и переносном смысле получилась несущей, — объясняет Ольга. — Она несет и историю нашего дома, потому что была еще до него самого. Но еще она держит всю конструкцию. На стене фотографии, их сделал мой сын, когда учился в школе, на них вилла Боргезе — наше любимое место в Италии».
Через два симметричных прохода с гостиной соседствует каминный зал. Одна из его стен полностью остеклена, отчего возникает ощущение веранды — отсюда можно выйти прямо к бассейну и в сад. Кроме камина тут находится еще одно примечательное изделие — это консоль, напоминающая скамью из массива. Ее купили в Испании, но лишь после ее приобретения выяснилось, что ствол весил полторы тонны, поэтому организация доставки была приключением. Хаотичные неровности древесины, продолжающие в доме ощущение сада, создают изящный контраст с великолепным белым камином, с развитыми, но математически выверенными абрисами: «Эту печь мы нарисовали в моем бюро. Коллеги придумали оформить камин в виде изразцовой печи. Изначально такую же печь мы делали для одного из проектов, но она была цветной — яркие сине-зеленые изразцы. После отливки остались формы, и чтобы они не пропадали, мы сделали еще одну печь, но оставили ее белой. Это очень сложное изделие, прототипом послужили арабские печи, но мы переработали изразцы на русский манер», — рассказывает архитектор. Из гостиной на второй этаж, где собраны приватные зоны — спальни и кабинет, ведет элегантная лестница, рядом с которой в библиотеке стоит большой портрет хозяйки дома, выполненный подругой Ольги Фрейман, известной художницей Асей Феоктистовой: «Как-то пили мы в ее мастерской чай. И вдруг она говорит: “Ну-ка, посиди. Не шевелись. Хорошо свет падает”. Взяла краски, нарисовала этот портрет», — вспоминает Ольга.
На втором этаже находятся спальни: главная со скошенным мансардным потолком оформлена лаконично, даже спокойно, большая часть стен забрана деревянными баффелями, но в ней есть масса интересных вещей, и особенно выделяется бар в виде большой клетки, масштабная ширма с фотографиями небоскребов. Рядом в небольшом «тупике» в холле второго этажа находится миниатюрный кабинет, отделенный от общего пространства лишь плотными цветными портьерами. Главная ванная комната, соседствующая со спальней, отличается от прочего интерьера, но, несмотря на минималистичный дизайн, выглядит роскошно — она полностью облицована желтой керамической мозаикой с золотистым оттенком.
Собственно, такие сочетания простого со сложным, гламура с подчеркнуто элегантными вещами, антиквариата с иконами итальянского дизайна и есть суть стиля, который смело можно назвать стилем Ольги Фрейман и который в свое время покорил многих ее клиентов, не изменяющих ее бюро на протяжении десятилетий. Тем более что к художественным достоинствам всегда прилагается крепкая архитектурная основа, ведь Ольга прежде всего архитектор.
Кто бы еще смог превратить столетнюю избушку в необыкновенный, наполненный диковинными сочетаниями дом, причем в качестве эксперимента? Ольга говорит, что в этом месте не так часто бывают гости: «Этот дом для нас, наших друзей и для наших собак». Тем приятнее, что у нас есть возможность показать его нашим читателям.
Обратите внимание: на нашем сайте доступен фильм об Ольге Фрейман, ее саде и доме, смотрите по ссылке.