От и до: дом на Истре по проекту Александры Федоровой

У архитектора Александры Федоровой очень узнаваемый стиль: в портфолио преимущественно роскошные модернистские виллы. Этот проект не исключение, но создавался он с плотной привязкой к объемной коллекции искусства, превратившей в итоге загородный дом в своеобразный гибрид роскошного особняка и музея современного искусства.

Участок в одном из элитарных поселков на Истре, где предстояло возвести дом, был достаточно большим — около 25 соток. Он был пустым, то есть и дом, и интерьер предстояло разрабатывать с нуля. «Для меня как для архитектора очень важно сделать цельный объект, потому что я в принципе не разделяю архитектуру и интерьеры. Это, по сути, такой единый организм. И даже ландшафт, как правило, туда тоже подтягивается, — объясняет Александра Федорова свой подход к проектированию, — потому что в современной архитектуре границы между внешним и внутренним довольно условны благодаря панорамному остеклению и виду за окном, который проникает в интерьер. Заказчики в этом проекте — зрелая пара с очень хорошим вкусом, прекрасно разбирающаяся в искусстве. У них, в принципе, и до этого дома была достаточно большая коллекция. Но перед началом проектирования они попросили предусмотреть специально места для картин и скульптуры, которые они лишь планировали приобрести, как раз пока разрабатывается объект».

Дом спроектирован для двоих. Но у хозяев взрослые дети, которые обзавелись собственными семьями, что как раз повлияло на объемно-пространственное решение. «Заказчики хотели, чтобы было предусмотрено, что они, как постоянные обитатели этого дома, будут жить на первом этаже, а на втором будут гостевые комнаты — как раз для семей их дочерей. Плюс там же нужно было обустроить кабинет для хозяина, — вспоминает архитектор. — Поэтому структура дома решена так, что общие зоны — гостиная, кухня, столовая и блок главной спальни — находятся на первом этаже. А гостевые и кабинет — на втором».

Фасады дома отделаны тремя практичными материалами — керамогранитом, осетинским доломитом и композитной доской, которая в отличие от натурального дерева очень стабильна и резистентна к перепаду температур и любой погоде.

Терраса.

Гостиная. Диван Minotti, журнальные столики Baxter.

Столовая. Cправа, через камин видна гостиная, слеваVilleroy & Boch кухня. Стол Molteni&C, обеденные стулья Cassina. Потолочный светильник Ochre.

Из-за пожелания заказчика гараж крытым делать не стали, вместо него разработали большой навес для машин, объединяющий объем основного дома с флигелем персонала. При площади дома 550 кв. м (не слишком много по нынешним меркам) удалось предусмотреть все, что необходимо для комфортной жизни. Рабочие зоны персонала отделены от общих. Есть черная кухня с отдельным входом и так далее. Детально проработаны инженерные системы, инсталлирована вся необходимая бытовая техника.

«В этом доме мы сделали потолки несколько ниже, чем обычно: сейчас принято делать в районе 4.5 метров, а у нас варьируется от 3.2 до 3.8. И за счет того, что площадь дома небольшая, это смотрится гармонично, соразмерно», — объясняет это решение автор проекта.

Холл и кухня, она на втором плане. Скульптура лисы работы художника Нади Зубаревой. Картина на стене слева называется “Standing on a horizon”, художник Attila Szücs. Кухня Modulnova. Барные стулья Moroso. Свет над кухонным островом Viabizzuno.

Лестница на второй этаж.

Проволочная скульптура «Танец» художника Нади Зубаревой.

Интересно, что в главной зоне при кухне-гостиной есть терраса с зоной барбекю, покрытой навесом, где уличный камин переходит во внутренний. «В принципе, это обычный прием, который используется, когда отделка фасада заходит частично в дом. Это решение дополнительно подчеркивает связь внутреннего и внешнего», — говорит Александра. Внутри интерьер достаточно сдержанный, в спокойных тонах. Широко использованы бетонные панели, дерево и металл. Они стали идеальным фоном для искусства, сосредоточенного преимущественно в общих зонах.

«У нас было несколько крупных картин и скульптур, которые, собственно, задали некий акцентный тон всему интерьеру. В целом это мне близко, я считаю, что “оболочка” должна быть нейтральной, архитектурной и сдержанной. Может быть, даже немного холодной. Но за счет ярких акцентных произведений достигается гармония, причем именно на контрасте. Мне кажется логичным оставлять заказчикам свободу для самовыражения в декоре и искусстве. Но, конечно, оптимальный вариант, когда все это подбирается вместе с архитектором. Тут и был как раз такой “идеальный случай” — возможность подобрать искусство на этапе проектирования дома. Например, для большой картины можно было предусмотреть стену, где полотно будет видно издалека, потому что оно большое и его нельзя рассматривать вблизи. Вообще, этот проект — образец того, как свести воедино архитектурное окружение и интерьер, продиктованный логикой жизни хозяев, — говорит Александра Федорова и добавляет: — Тем более что в этом проекте они принимали довольно активное участие. Полагаю, для многих заказчиков строительство дома — это такой сакральный процесс, который вносит как минимум приятное разнообразие в рабочие будни».

Главная спальня. Банкетка, шезлонг и журнальный столик, все — Minotti. Остальная мебель выполнена на заказ по эскизам авторов проекта.

Главная спальня.

Гостевая спальня. Кровать Bonaldo, прикроватный свет Bomma, банкетка Minotti.

Гостевая спальня. Консоль из коллекции мебели архитектора Александры Федоровой, которая называется Fedorova Elements.

Ванная комната при главной спальне. Ванна Villeroy & Boch. Стул Normann Copenhagen.

Мебель подобрали в основном итальянскую от производителей, с которыми обычно работает бюро Александры Федоровой. А столярные изделия заказаны в России: «Очень многое было сделано местными фабриками по эскизам нашего бюро. Мы всегда придумываем для интерьеров какие-то предметы, а потом они идут в коллекцию моего бренда Fedorova Elements и их можно преображать как серийную мебель, — рассказывает Александра Федорова. — Вообще, на мой взгляд, уже сейчас столярные изделия в России производятся на более высоком уровне, чем в Европе и тем более США, то есть все, что связано с корпусной мебелью, панелями. С мягкой мебелью сложнее, но тоже есть прогресс. Лично мне российский рынок видится очень перспективным, и с точки зрения качества он только начинает развиваться, поэтому мой собственный мебельный бренд, можно сказать, лепта, внесенная нашим бюро в этот глобальный процесс».

Дом строился несколько лет, потому работы пришлись на период пандемии, когда практически все встало. «Но я считаю, что проекты, которые идут долго, — как хорошее вино, более “выдержанные”. Все решения многократно взвешены, и, как правило, в конце нет желания что-то заменить и переделать. Поскольку и я, и заказчики с этим проектом достаточно долго жили, пока строили, у нас была возможность что-то подправить, продумать до мелочей все детали. Получился соответствующий результат, который устроил и меня, и, что самое главное, заказчиков», — подводит итог архитектор.

Вид на детскую из коридора.

Детская. Светильники над рабочим столом Panzeri.

Детская. Диван Bonaldo, мебель выполнена на заказ по эскизам авторов проекта.

Авторы проекта, архитекторы Александра Федорова (слева) и Анастасия Гурова. Также в проекте принимали участие архитекторы Анна Стручкова и Сергей Калюта. На стене рядом с авторами работа художника Виталия Пушницкого.

Поделиться статьей: