Проектом этого дома занималось бюро архитектора Екатерины Жадовской Kubus’Group. Существует оно больше двадцати лет, поэтому заказов столько, что на публичность сил не остается, при этом интересных проектов пруд пруди. Но даже в этом пруду загородный дом Родиона Мамонтова стоит особняком — как и сам клиент, объект нерядовой, уникальный для бюро и сам по себе. Началась его история с того, что несколько лет назад Родион узнал, что прямо в его доме есть архитектурная студия, и зашел познакомиться, а через некоторое время стал обращаться с заказами, поэтому это была не первая совместная работа.
Екатерина вспоминает, что пожелания Родиона по поводу дома были несколько расплывчатыми, но при этом весьма предметными. Причем в прямом смысле от слова «предмет». «Вот у меня много необычных вещей, нужно их все применить», — примерно так было сформулировано главное пожелание. Таким образом, дом должен был стать «вместилищем» и «отражением» упомянутых предметов. «Проблем с этим не было, так как у Родиона прекрасный вкус и он интересный человек сам по себе, вещи он подсобрал соответствующие, — вспоминает Екатерина, — таким образом, изначально у нас было много «запчастей» от этого дома, купленных впрок. Родион, видимо, думал о доме еще до того, как окончательно оформилось желание его строить, и всё свозил к себе на участок. Причем буквально отовсюду, а бывал он очень много где. Откуда-то он приволок черепицу, откуда-то железное дерево, которым сейчас покрыта кровля, юсуповский кирпич, чугунные детали, огромный бельгийский каминный портал и еще кучу всего. Даже гигантские балки в столовой приехали до проекта.
Кроме того, в LEFORM есть соответствующий отдел, там ведь не только одежда, а еще предметы интерьера, декор, колонны, балясины, ступени для лестницы, керамическая плитка, камень, светильники. Кстати, арка над главным входом и фонтанчик на заднем дворе как раз оттуда. В общем, мы собрали всё и попытались в проекте применить. Но сначала мы, конечно, придумали некую концепцию дома». Идеей, от которой решено было оттолкнуться, стала в чем-то стереотипная голландская или немецкая узкая улочка. Поскольку пятно застройки было очень вытянутым и рядом был еще один дом, то хозяину хотелось расположить новый вдоль уже существующего так, чтобы как раз появилось ощущение той самой «североевропейской» улочки (не смущало даже то, что второй дом — это сруб). Кроме того, дома должны были быть «взаимосвязанными» и «смотреть друг на друга, как друзья».
«Родион когда-то жил в тех краях и, видимо, пропитался европейским духом, — говорит Екатерина, — возможно ему хотелось ощущения именно такой атмосферы. А еще хотелось, чтобы дом «выпал из времени», он не должен был получиться модным или стильным, наоборот, стать домом, который «никому ничего не должен», таким, будто он всегда тут стоял. Отсюда у нас такая своеобразная форма глухого торца дома (к нему в интерьере примыкает камин в столовой). Эта форма фасадов очень старая и характерная как раз для Нидерландов, поэтому кажется, будто дом построен очень давно, а еще часть дома — это настоящий фахверк, то есть это не декорация, а функциональное конструктивное решение. Мне как архитектору было очень интересно его применить в проекте, потому что такого опыта еще не было. В принципе, оказалось, что ничего сложного: всё построено на системе треугольников, которые заполняются, например, камнем или деревом, получается своеобразный конструктор. Собственно, у нас весь этот проект, как игра с конструктором: был некий хаотический набор деталей, а мы взяли и превратили его вот в этот домик». Так и было. В архитектурном бюро составили огромную спецификацию наличных предметов. А дальше Екатерина начала прорабатывать проект, сначала рисуя эскизы просто от руки. Когда была согласована форма «вневременных» фасадов, настал черед интерьера, и специалисты бюро подготовили подробные визуализации, в которых присутствовала большая часть предметов. Прочую обстановку, в основном, «додумал» хозяин дома: «Наши идеи он перерабатывал на свой лад, делал отделку и предметы буквально из того, что было под рукой, — вспоминает Екатерина, — очень много всего сделано у него в мастерской, которая расположена прямо под соседним домом, его же умельцами. Значительную часть вещей он придумывал сам, многие шкафы, консоли, двери сделаны по его эскизам. Он, кстати, и сам мастер на все руки, так что мастерская никогда не простаивает».
Какие-то основательные вещи, например, радиаторы и окна для теплицы были б/у, их хозяин дома «извлек» из других своих проектов (магазинов, ресторанов). Екатерина говорит, что Родион вообще очень рачительный хозяин, и если бы дом строила обычная строительная бригада (а не его строители) и мебель была покупной, то реализация обошлась бы как минимум в два-три раза дороже.
В этом плане показательно, что строительство началось с теплицы — она была нужнее всего. На участке уже были бревенчатый дом, баня, мастерская и другие постройки, а теплицы не было. Сейчас к ней через небольшой коридор примыкает просторная двусветная столовая — самое главное и светлое помещение, оно же самое интересное в архитектурном плане. «Мы применили очень интересное решение, — объясняет Екатерина, — использовали не фермы, а балки, стянутые тросами. Крупные деревянные или стальные конструкции сделать было проще, но так как в столовую выходит балкон, который вывешен из кабинета, чтобы не перекрывать вид с него и не уменьшать количество дневного света, мы придумали эту систему, это просчитанное конструктивное решение, все тросы напряженные».
К столовой примыкает кухня, дальше по коридору гостиная, где есть еще один камин и обеденный стол. Оттуда лестница ведет на второй этаж, где кроме спален находится кабинет Родиона, который балконом нависает над столовой. То есть планировка довольно традиционная — приватные зоны на втором этаже и общие на первом.
«И кстати, дом продолжает строиться, на заднем дворе уже складируются новые стройматериалы, так что, возможно, это не последняя наша съемка здесь — интересных вещей у Родиона точно хватит еще как минимум на такой же дом», — подводит оптимистичный итог Екатерина Жадовская.