Фахверковый дом основателя LEFORM Родиона Мамонтова по проекту бюро Kubus’Group

Редакция WA побывала в гостях у Родиона Мамонтова — модного гуру, основателя сети концепт-сторов LEFORM и увлеченного агронома.

Хозяин дома Родион Мамонтов и архитектор Екатерина Жадовская, руководитель бюро Kubus’Group

Проектом этого дома занималось бюро архитектора Екатерины Жадовской Kubus’Group. Существует оно больше двадцати лет, поэтому заказов столько, что на публичность сил не остается, при этом интересных проектов пруд пруди. Но даже в этом пруду загородный дом Родиона Мамонтова стоит особняком — как и сам клиент, объект нерядовой, уникальный для бюро и сам по себе. Началась его история с того, что несколько лет назад Родион узнал, что прямо в его доме есть архитектурная студия, и зашел познакомиться, а через некоторое время стал обращаться с заказами, поэтому это была не первая совместная работа.

Столовая. Портал камина приехал из Бельгии, а огромную столешницу для обеденного стола хозяин дома привез с Бали. Оттуда не только стол, но и весь экзотический тик в отделке. В этом проекте вообще очень много экзотических пород древесины, которые были приобретены в самых разных местах по случаю.

Задний двор обособлен живой изгородью от соседнего участка. Двери слева ведут в столовую.

Чугунный фонтан хозяин дома нашел в своей же сети магазинов, как и многие другие вещи для этого дома.

Екатерина вспоминает, что пожелания Родиона по поводу дома были несколько расплывчатыми, но при этом весьма предметными. Причем в прямом смысле от слова «предмет». «Вот у меня много необычных вещей, нужно их все применить», — примерно так было сформулировано главное пожелание. Таким образом, дом должен был стать «вместилищем» и «отражением» упомянутых предметов. «Проблем с этим не было, так как у Родиона прекрасный вкус и он интересный человек сам по себе, вещи он подсобрал соответствующие, — вспоминает Екатерина, — таким образом, изначально у нас было много «запчастей» от этого дома, купленных впрок. Родион, видимо, думал о доме еще до того, как окончательно оформилось желание его строить, и всё свозил к себе на участок. Причем буквально отовсюду, а бывал он очень много где. Откуда-то он приволок черепицу, откуда-то железное дерево, которым сейчас покрыта кровля, юсуповский кирпич, чугунные детали, огромный бельгийский каминный портал и еще кучу всего. Даже гигантские балки в столовой приехали до проекта.

Своеобразная форма глухого торца (к нему в интерьере примыкает камин в столовой) характерна для старых голландских домов, поэтому кажется, будто дом построен очень давно. Фото: Алексей Народицкий.

Вид от старого дома на новый. Если старый дом, который был приобретен с участком и расстроен хозяином — это настоящий фахверк, то новый дом, точнее его часть — это настоящий функциональный фахверк.

Кроме того, в LEFORM есть соответствующий отдел, там ведь не только одежда, а еще предметы интерьера, декор, колонны, балясины, ступени для лестницы, керамическая плитка, камень, светильники. Кстати, арка над главным входом и фонтанчик на заднем дворе как раз оттуда. В общем, мы собрали всё и попытались в проекте применить. Но сначала мы, конечно, придумали некую концепцию дома». Идеей, от которой решено было оттолкнуться, стала в чем-то стереотипная голландская или немецкая узкая улочка. Поскольку пятно застройки было очень вытянутым и рядом был еще один дом, то хозяину хотелось расположить новый вдоль уже существующего так, чтобы как раз появилось ощущение той самой «североевропейской» улочки (не смущало даже то, что второй дом — это сруб). Кроме того, дома должны были быть «взаимосвязанными» и «смотреть друг на друга, как друзья».

Назначение помещений при проектировании несколько раз менялось. Архитекторы пробовали по-разному собрать дом, строился он несколько лет, поэтому время было. В итоге остановились на варианте с большой столовой, хотя изначально на ее месте предполагался бассейн.

Столовая. За окнами виден участок и старый дом.

Вид из коридора на столовую. Между рустикальными лавками слева находится прихожая.

Столовая. За распашными дверями находится слева кухня, а справа коридор, ведущий в гостиную. На переднем плане над консолью панно, изготовленное строительным способом из цемента и подручных материалов.

«Родион когда-то жил в тех краях и, видимо, пропитался европейским духом, — говорит Екатерина, — возможно ему хотелось ощущения именно такой атмосферы. А еще хотелось, чтобы дом «выпал из времени», он не должен был получиться модным или стильным, наоборот, стать домом, который «никому ничего не должен», таким, будто он всегда тут стоял. Отсюда у нас такая своеобразная форма глухого торца дома (к нему в интерьере примыкает камин в столовой). Эта форма фасадов очень старая и характерная как раз для Нидерландов, поэтому кажется, будто дом построен очень давно, а еще часть дома — это настоящий фахверк, то есть это не декорация, а функциональное конструктивное решение. Мне как архитектору было очень интересно его применить в проекте, потому что такого опыта еще не было. В принципе, оказалось, что ничего сложного: всё построено на системе треугольников, которые заполняются, например, камнем или деревом, получается своеобразный конструктор. Собственно, у нас весь этот проект, как игра с конструктором: был некий хаотический набор деталей, а мы взяли и превратили его вот в этот домик». Так и было. В архитектурном бюро составили огромную спецификацию наличных предметов. А дальше Екатерина начала прорабатывать проект, сначала рисуя эскизы просто от руки. Когда была согласована форма «вневременных» фасадов, настал черед интерьера, и специалисты бюро подготовили подробные визуализации, в которых присутствовала большая часть предметов. Прочую обстановку, в основном, «додумал» хозяин дома: «Наши идеи он перерабатывал на свой лад, делал отделку и предметы буквально из того, что было под рукой, — вспоминает Екатерина, — очень много всего сделано у него в мастерской, которая расположена прямо под соседним домом, его же умельцами. Значительную часть вещей он придумывал сам, многие шкафы, консоли, двери сделаны по его эскизам. Он, кстати, и сам мастер на все руки, так что мастерская никогда не простаивает».

Кухня, вид из столовой.

На кухне есть миниатюрный уголок для завтраков.

Полочки со специями притаились за холодильником. Дверь ведет в коридор.

Какие-то основательные вещи, например, радиаторы и окна для теплицы были б/у, их хозяин дома «извлек» из других своих проектов (магазинов, ресторанов). Екатерина говорит, что Родион вообще очень рачительный хозяин, и если бы дом строила обычная строительная бригада (а не его строители) и мебель была покупной, то реализация обошлась бы как минимум в два-три раза дороже.

Теплица изначально планировалась как часть дома, в комплексе с большой террасой. Сейчас в основном помещении теплицы (на фото слева) растут томаты, а в оранжерее (стеклянном домике, который венчает флюгер с гусем) цветут самые разнообразные экзотические растения, например, инжир и олеандр.

Родион особо просит гостей не испытывать в его «аграрных» владениях негативных эмоций и, конечно, не ругаться, чтобы это не повлияло на растения. Возможно, поэтому у него все так отлично растет.

На кухне есть не только электрическая варочная панель, но и небольшая действующая дровяная печь.

Часть помещений теплицы отведена под небольшую кухню со всем необходимым оборудованием.

В этом плане показательно, что строительство началось с теплицы — она была нужнее всего. На участке уже были бревенчатый дом, баня, мастерская и другие постройки, а теплицы не было. Сейчас к ней через небольшой коридор примыкает просторная двусветная столовая — самое главное и светлое помещение, оно же самое интересное в архитектурном плане. «Мы применили очень интересное решение, — объясняет Екатерина, — использовали не фермы, а балки, стянутые тросами. Крупные деревянные или стальные конструкции сделать было проще, но так как в столовую выходит балкон, который вывешен из кабинета, чтобы не перекрывать вид с него и не уменьшать количество дневного света, мы придумали эту систему, это просчитанное конструктивное решение, все тросы напряженные».

Балкон примыкает к кабинету.

Вид на балкон кабинета из гостиной.

Кабинет на втором этаже. Поскольку главный фасад обращен к северу, чтобы дом был достаточно светлым, все межкомнатные двери на первом этаже прозрачные, а в крыше столовой как дополнительные световые ловушки размещены зенитные окна. Екатерина считает, что солнечный свет — очень важная составляющая любого интерьера.

К столовой примыкает кухня, дальше по коридору гостиная, где есть еще один камин и обеденный стол. Оттуда лестница ведет на второй этаж, где кроме спален находится кабинет Родиона, который балконом нависает над столовой. То есть планировка довольно традиционная — приватные зоны на втором этаже и общие на первом.

«И кстати, дом продолжает строиться, на заднем дворе уже складируются новые стройматериалы, так что, возможно, это не последняя наша съемка здесь — интересных вещей у Родиона точно хватит еще как минимум на такой же дом», — подводит оптимистичный итог Екатерина Жадовская.

Гостиная. Металлическое панно над камином хозяин дома изготовил в своей мастерской. Часть предметов, которые можно найти в доме, приобретены в магазинах LEFORM, которые много лет назад открыл Родион Мамонтов. Изначально LEFORM специализировался на самых эстетских брендах бельгийских дизайнеров и фактически в 90-х познакомил с ними московскую публику.

Обеденная зона в гостиной. На стеллаже памятные диковины.

Необычный светильник перекочевал сюда из другого проекта.

Лестница, по которой можно подняться из гостиной на второй этаж.

Поскольку рядом и много деревьев, и второй дом, то инсоляции было уделено особое внимание: например, в спальнях второго этажа над дверями вставлены иллюминаторы, а в лестничном холле небольшие окошки — всё для того, чтобы добиться везде максимальной интенсивности естественного освещения.

В хозяйской спальне.
В доме практически нет покупных «фирменных» вещей, кроме сантехнического фаянса и арматуры, практически всё сделано в мастерской Родиона, его мастерами и им самим, либо привезено из многочисленных путешествий.

Хозяйская спальня.

Ванная комната в хозяйской спальне.

Ванная комната в хозяйской спальне.

Гостевая спальня.

Гостевая спальня.

Раковина на первом плане каменная, вручную изготовленная из небольшого валуна.

Дом продолжает строиться, на заднем дворе уже складируются новые стройматериалы.
Фото: Алексей Народицкий.

Поделиться статьей: