«Арт Москва» считается старейшей художественной ярмаркой, премьера которой состоялась в 2016 году. Однако с 2013 по 2021 был перерыв в работе, поэтому текущая сессия 21-я. В 2022-м арт-ярмарка возродилась в новом формате, став более «демократичной». Выставку часто упрекают в работе без отборщиков, но возможно именно это и позволяет ей давать срез рынка, а не скатываться во вкусовщину, как некоторые другие проекты с громкими именами. В этот раз у ярмарки пять разделов: 39 условно современных галерей, 42 классических и антикварных, 45 ювелирных стендов, 24 условно дизайнерских, 11 площадок с тиражной графикой. Понятно, что где-то все это пересекается или соприкасается.
Сетовать на качество ювелирной экспозиции или антиквариата странно, так как галереи во многом сами определяют уровень и выбор экспонатов для своего участия – и это вопрос к экспонентам, многие из которых от года к году прогрессируют, что отражается и на их экспозиции, и на качестве стендов.
Кроме известных галерей были интересные экспонаты и на стендах Агентства креативных индустрий (АКИ), которое представило проекты 15 выпускников из 9 творческих вузов. В левом ряду их стенды выделялись винного цвета полосами.
Из известных в среде интерьерного дизайна стоит упомянуть стенды красок Mallers / «Ампир-декора» совместно с художницей Алиной Санько, стенд Евгения Шутко и его Atelier Choutko, ARTVIVO, которые, пожалуй, удивили всех, знакомых с их литыми изделиями, тем, что представили достаточно самобытную мебель.
Журнал WA был информационным партнером выставки «Арт Москва» и обычно мы стараемся выпускать публикации в числе первых, однако в этот раз мы ждали конца сессии и от этого у нас была редкая возможность ознакомиться с публикациями коллег. Смысл их свелся к тому, что другая недавняя выставка, которая по меткому выражению галериста Дмитрия Ханкина была «мобильным памятником цеховой солидарности», много лучше. В целом, ощущение, что авторам не достался лишний бокал просекко, поэтому вполне интересная «Арт Москва» стала «барахолкой», а торговые ряды с альбомами Книжного универмага «Москва» — «книжным развалом» (все цитаты по сайту The Art Newspaper Russia). Все это напоминает басню про кукушку и петуха, которые прочно обосновались в «более лучших» московских гостиных и, естественно, Василий Бычков, главный устроитель событий «Экспо-парка», для них как красная тряпка для быка, потому что масштаб и даже качество их экспозиций несколько иные, что бы об этом страстно не пели юные «кураторки».
Итак, это была объективно хорошая арт-ярмарка, и именно как к ярмарке и важному срезу рынка нужно к ней относиться. Да, возможно сейчас это выглядит немного архаично, тем более что «бойцы» активно «вспоминали минувшие дни» — Валерий Александрович Дудаков, едва ли не самый «заслуженный» коллекционер нашей страны, провел встречу «Коллекции и коллекционер 1960-70х годов. Как это было?», а одним из главных событий дискуссионного клуба стала 1-я Межинституциональная конференция им. Иосифа Бакштейна: «Художественные институции: вчера, сегодня и завтра», которую модерировала искусствовед Александра Данилова, заведующая Отделом нового западного искусства ГМИИ имени А. С. Пушкина. Этому большое внимание уделил в первую очередь Василий Бычков. Однако дискуссионная и лекционная программа для таких событий — это отнюдь не главное, а собственно экспозиция была достаточно интересной и более «ровной», чем, допустим, на Антикварном салоне, еще одном проекте «Экспо-парка». Превью, несмотря на проходящий параллельно Миланский мебельный салон, было перенасыщено гостями, в том числе иностранными. То есть можно констатировать, что интерес к выставке был и он был весьма значительным.
А вопрос негативной подачи выставки в отдельной прессе больше связан с некоторым видом «цеховой солидарности», которую лучше назвать инстинктом, в парадигме которого русский художник интересен миру и коллегам только когда он интересен усредненному K.G.B. От такого творца ждут не художественных «высказываний», а политического протеста, усилия по свержению «режима», лая, шума, вони, «акционизма» в виде нелепостей с обязательным последующим арестом и чтобы еще «дали» иноагентство с непременной фактурой, над которой можно вздыхать в «рукопожатных гостиных». Иначе как коллеги сетуют на «осторожность» и отсутствие конкуренции с западным искусством.
Можно, конечно, корить наших корреспондентов, участников выставки и ее организаторов за «низкий штиль», однако даже самые продвинутые клиенты и их дизайнеры ориентированы прежде всего на эстетическую составляющую искусства, а никак не на высказывание и на «смелость», «остроту» или «акционизм», которые хороши на страницах прессы в разделе «курьезы», но не в интерьере.