Тигр на траве, художник Екатерина Зорькая, экспозиция Агентства креативных индустрий.

Репортаж: 21-я ярмарка искусства «Арт Москва»

На прошлой неделе внимание художников, дизайнеров и коллекционеров было сосредоточено на Гостином дворе, где проходила 21-я ярмарка искусства «Арт Москва», «омраченная» параллельным проведением Миланского мебельного салона, куда устремились многие представители индустрии интерьерного дизайна. Но волнения оказались преувеличенными — эта сессия была насыщеннее предыдущей. Подробности, самые интересные стенды, гости и события в большом репортаже WA.

В. О. Пелевин
— Вот видите! Вы уже задаетесь неудобными вопросами, а значит, искусство добилось своего.

«Арт Москва» считается старейшей художественной ярмаркой, премьера которой состоялась в 2016 году. Однако с 2013 по 2021 был перерыв в работе, поэтому текущая сессия 21-я. В 2022-м арт-ярмарка возродилась в новом формате, став более «демократичной». Выставку часто упрекают в работе без отборщиков, но возможно именно это и позволяет ей давать срез рынка, а не скатываться во вкусовщину, как некоторые другие проекты с громкими именами. В этот раз у ярмарки пять разделов: 39 условно современных галерей, 42 классических и антикварных, 45 ювелирных стендов, 24 условно дизайнерских, 11 площадок с тиражной графикой. Понятно, что где-то все это пересекается или соприкасается.

Сетовать на качество ювелирной экспозиции или антиквариата странно, так как галереи во многом сами определяют уровень и выбор экспонатов для своего участия – и это вопрос к экспонентам, многие из которых от года к году прогрессируют, что отражается и на их экспозиции, и на качестве стендов.

Слева «Красный Горби» художника Александра Косолапова, шелкография акрил, 1991. Справа «No vodka for you», т/о Купидон (Скверсис), холст, акрил, 2015.

Кроме известных галерей были интересные экспонаты и на стендах Агентства креативных индустрий (АКИ), которое представило проекты 15 выпускников из 9 творческих вузов. В левом ряду их стенды выделялись винного цвета полосами.

Из известных в среде интерьерного дизайна стоит упомянуть стенды красок Mallers / «Ампир-декора» совместно с художницей Алиной Санько, стенд Евгения Шутко и его Atelier Choutko, ARTVIVO, которые, пожалуй, удивили всех, знакомых с их литыми изделиями, тем, что представили достаточно самобытную мебель.

Детали стенда Mallers и Алины Санько с леопардом.

На стенде ARTVIVO.

Металлические маскароны на стенде ARTVIVO.

Металлические маскароны на стенде ARTVIVO.

Блюдо с Владыками драконами. керамика, надглазурная роспись, золото, кракле. Художник Никита Макаров, на стенде Makarov Ceramics.

На стенде Ювелирного дома MaximiliaN London.

На стенде Ювелирного дома MaximiliaN London.

На стенде Ювелирного дома MaximiliaN London.

На стенде художника-ювелира Альберта Шарафетдинова.

На стенде художника-ювелира Альберта Шарафетдинова.

Журнал WA был информационным партнером выставки «Арт Москва» и обычно мы стараемся выпускать публикации в числе первых, однако в этот раз мы ждали конца сессии и от этого у нас была редкая возможность ознакомиться с публикациями коллег. Смысл их свелся к тому, что другая недавняя выставка, которая по меткому выражению галериста Дмитрия Ханкина была «мобильным памятником цеховой солидарности», много лучше. В целом, ощущение, что авторам не достался лишний бокал просекко, поэтому вполне интересная «Арт Москва» стала «барахолкой», а торговые ряды с альбомами Книжного универмага «Москва» — «книжным развалом» (все цитаты по сайту The Art Newspaper Russia). Все это напоминает басню про кукушку и петуха, которые прочно обосновались в «более лучших» московских гостиных и, естественно, Василий Бычков, главный устроитель событий «Экспо-парка», для них как красная тряпка для быка, потому что масштаб и даже качество их экспозиций несколько иные, что бы об этом страстно не пели юные «кураторки».

Итак, это была объективно хорошая арт-ярмарка, и именно как к ярмарке и важному срезу рынка нужно к ней относиться. Да, возможно сейчас это выглядит немного архаично, тем более что «бойцы» активно «вспоминали минувшие дни» — Валерий Александрович Дудаков, едва ли не самый «заслуженный» коллекционер нашей страны, провел встречу «Коллекции и коллекционер 1960-70х годов. Как это было?», а одним из главных событий дискуссионного клуба стала 1-я Межинституциональная конференция им. Иосифа Бакштейна: «Художественные институции: вчера, сегодня и завтра», которую модерировала искусствовед Александра Данилова, заведующая Отделом нового западного искусства ГМИИ имени А. С. Пушкина. Этому большое внимание уделил в первую очередь Василий Бычков. Однако дискуссионная и лекционная программа для таких событий — это отнюдь не главное, а собственно экспозиция была достаточно интересной и более «ровной», чем, допустим, на Антикварном салоне, еще одном проекте «Экспо-парка». Превью, несмотря на проходящий параллельно Миланский мебельный салон, было перенасыщено гостями, в том числе иностранными. То есть можно констатировать, что интерес к выставке был и он был весьма значительным.

А вопрос негативной подачи выставки в отдельной прессе больше связан с некоторым видом «цеховой солидарности», которую лучше назвать инстинктом, в парадигме которого русский художник интересен миру и коллегам только когда он интересен усредненному K.G.B. От такого творца ждут не художественных «высказываний», а политического протеста, усилия по свержению «режима», лая, шума, вони, «акционизма» в виде нелепостей с обязательным последующим арестом и чтобы еще «дали» иноагентство с непременной фактурой, над которой можно вздыхать в «рукопожатных  гостиных». Иначе как коллеги сетуют на «осторожность» и отсутствие конкуренции с западным искусством.

Можно, конечно, корить наших корреспондентов, участников выставки и ее организаторов за «низкий штиль», однако даже самые продвинутые клиенты и их дизайнеры ориентированы прежде всего на эстетическую составляющую искусства, а никак не на высказывание и на «смелость», «остроту» или «акционизм», которые хороши на страницах прессы в разделе «курьезы», но не в интерьере.

На стенде P.S. Grig Gallery.

Стенд Atelier Choutko.

Стенд галереи InGallery.

Картины Иры Ленсберр, на стенде Sistema Gallery.

Картины Алексея Ланцева на стенде галереи «Ковчег».

Дизайнер Алексей Бочков на стенде Mallers / «Ампир-декор» и Алины Санько.

Галерист Евгений Шутко, Atelier Choutko на своем стенде с работой Ольги Солдатовой.

Стилист и продюсер Вадим Костырин прочитал на «Арт Москве» лекцию «Не только цена и имя: декор, искусство и дизайн в практике создания современных интерьеров». Мероприятие подготовлено журналом WA.

Художник Анатолий Трэшмен на своем стенде, представленном Trashman Art.

Алексей Зубов на своем стенде.

Олег Аксёнов и Екатерина Аксёнова-Чаленко, ARTVIVO у себя на стенде.

Алексей Шахов, издатель журнала WA и руководитель издательского дома «Цюфэнь».

Художник Дмитрий Сухов со своим картинами на стенде галереи ГУМ-Red-Line.

Стилист Вадим Костырин и дизайнер Екатерина Реброва, Buro Rebrova.

Художник Михаил Редин.

Евгения Михайлиди, «Экспо-парк» и стилист Вадим Костырин.

Максим Арцинович, ювелирный дом MaximiliaN London и дизайнер Анастасия Панибратова.

Архитектор Зоя Тамилина и Екатерина Аксёнова-Чаленко, ARTVIVO.

Журналист Оксана Кашенко.

Екатерина Аксёнова-Чаленко, ARTVIVO и художник Сагит Сулейманов.

Дарья Лапошина, «Международная школа дизайна».

Дизайнер Вадим Матевосянц, VERDIZ Interior.

Екатерина Аксёнова-Чаленко, ARTVIVO (справа) с гостьей.

Музыкальный директор Галина Рубина, Екатерина Аксёнова-Чаленко, ARTVIVO и дизайнер Катерина Красатова.

Художник Юлия Волконская со своими картинами на стенде P.S. Grig Art.

Художник Лиа Манзони.

Дизайнеры Карина Толстова и Виктория Черепанова с гостем вечера.

Екатерина Аксёнова-Чаленко, ARTVIVO и Наталья Кушвид.

Стилист Ольга Харламова.

На стенде галереи «Сабстанция».

На стенде галереи «Сабстанция».

На стенде галереи «Сабстанция».

На стенде галереи «Сабстанция».

На стенде скульптора Юлии Федотовой (Ulafonberber) и Chikin Art Foundation.

На стенде галерей «Глазами художника» и Martemanchello.

На стенде Artz.work и HSE Art and Design Store.

Стенд сеульского культурного центра «Пушкинский дом».

Стенд сеульского культурного центра «Пушкинский дом».

Поделиться статьей: