Коллаж «Муха», художник Ксана Краса.

Маскоты и сокровища: репортаж с выставки «Арт Москва» 2025

На прошлой неделе внимание художников, дизайнеров и коллекционеров было сосредоточено на Гостином дворе, где проходила 22-я ярмарка искусства «Арт Москва». Подробности, самые интересные стенды, гости и события в большом репортаже WA.

В амфитеатре была развернута экспозиция итальянской дизайнерской мебели, подготовленная совместно с торговой компанией Casa Ricca.

В этом году «Арт Москва» собрала плотную и более солидную (во всех смыслах) экспозицию, чем в прошлом году. Отсутствие интерьерного блока, к которому мы уже привыкли, отчасти компенсировали стенды с симпатичными, вирированными в желтые тона индустриальными фотопейзажами Оксаны Кашенко (да, в этом сезоне Оксана еще и фотограф!). Дизайнер и флорист Кирилл Лопатинский создал «Хрустальный сад», миниатюрную оранжерею с художественным стеклом, мануфактура ARTVIVO продолжила развивать серию металлической мебели Duna с пеcочными мотивами и представила монументальное панно с фигурой муад’диба, песчаной мыши, которая дала имя главному герою роману Френка Герберта.

На стенде ARTVIVO было представлено развитие серии художественной мебели Duna. В центре — монументальное панно с импровизированной норой песчаной мыши муад’диба, вдохновленной одноименной книгой Фрэнка Герберта.

Панно на стенде ARTVIVO, детали.

Фигурка песчаной мыши (муад’диба) в центре панно.

Дизайнер и флорист Кирилл Лопатинский на своем стенде.

Стенд медиа-эксперта и мультидисциплинарного художника Оксаны Кашенко.

Дизайнер Екатерина Реброва показала несколько новых изделий вместе с галереей Fedini. Там же на стенде Fedini редакция обнаружила маленькое сокровище: несколько работ забытого художника Александра Заварина, которым 35-летняя выдержка пошла на пользу и сегодня, когда стабильность ценится гораздо выше, возросла и их интерьерная ценность.

Александр Заварин и Ирина Ива, представлены на стенде дизайн-бюро Екатерины Ребровой и Fedini Gallery.

Стенд художников Анастасии Ермаковой, Елены Митиной, Ивана Федотова и Ивана Маклонова. На комоде на заднем плане миниатюры Ивана Федотова.

Миниатюра «Поросенок», художник Иван Федотов.

Художник Иван Федотов участвовал в групповом стенде с салоном мебели Creatica и показывал очень симпатичные миниатюры из своего нового проекта, буквально извлекая их из тумбочки. Любопытно, что многие художники к третьему дню работы ярмарки расчехлились и достали из закромов маленькие и очень маленькие работы. Диверсификация продаж — дело хорошее, но ведь можно было и сразу? К сожалению, настольных предметов дизайна было сравнительно немного, и среди них самыми броскими оказались две коллекции, по иронии злой судьбы расположенные в прямой видимости. Некий Эрик Мусин (не путать с виртуозным живописцем Ириком Мусиным) сделал из пластмассы приблизительные модели советских надувных игрушек, а его визави скульптор и «метадизайнер» (как он сам себя называет, и какая-то сермяжная правда тут есть) Сергей Соболев прямо напротив демонстрировал абстрактные настольные скульптуры из алюминия. К сожалению, без прямого вопроса материал определить было невозможно, поскольку в обеих коллекциях он скрыт под эмалевой краской. Ну и, конечно, уже нигде нельзя обойтись без утяток TUD, которые уже давно протоптали кормовую тропу к сердцам москвичек и кошельку москвичей.

Ювелирный раздел стал больше, но, в отличие от арт-блока, еще не сошел с проторенной дорожки. Многие экспоненты демонстрируют те же изделия, что и на прошлых выпусках «Арт Москвы», поэтому мы не стали акцентировать на нем особое внимание. Приятное и неожиданное исключение—изумляющий (мы видели многое, но сейчас не преувеличиваем) стенд с масштабной коллекцией автомобильных маскотов, где были представлены фигурки на капот из баснословной эпохи ревущих двадцатых, в том числе серия по мотивам знаменитой экспедиции «Ситроена» по Черной Африке. Уже ради этих великолепных малотиражных вещей из крупнейшего в России собрания Михаила Михалева стоило посетить выставку, а современным ювелирам принять к сведению скромное изящество этих отлично состарившихся предметов.

Специальная экспозиция автомобильных маскотов на «Арт Москве».

Специальная экспозиция автомобильных маскотов на «Арт Москве».

Специальная экспозиция автомобильных маскотов на «Арт Москве».

Специальная экспозиция автомобильных маскотов на «Арт Москве».

Специальная экспозиция автомобильных маскотов на «Арт Москве».

Специальная экспозиция автомобильных маскотов на «Арт Москве».

Специальная экспозиция автомобильных маскотов на «Арт Москве».

Кстати, мы уверены, что скромность — постоянный признак хорошего стиля. И немного сожалеем, что стали невольными очевидцами (не исключая фотографа) совершенно Хармсовского случая на ярмарке: усталая перформерша в пустынном (скорее даже, пляжном) камуфляже зачем-то изображала пластические позы, извиваясь на полу под красным кубиком Рубика с выменем. Что это означало, мы не знаем, а от удивления даже забыли название стенда, однако надеемся, что аэробика благоприятно отразилась на продажах.

Картина «Питерский котик», художник Ольга Флоренская.

Другой же, знаменитый, травести-перформер Владислав Мамышев-Монро был представлен многофигурным коллажем на традиционной для Арт Москвы экспозиции Фонда Андрея Чеглакова, вместе с прекрасной Ольгой Флоренской и необычно неяркой «тряпочкой» Тимура Новикова с Аполлоном. Этот Аполлон оказался одной из всего двух обнаженных фигур на ярмарке; вторая, ню работы скульптора Максима Аксенова, нашлась на стенде галереи Volk.

Коллаж из серии «Гипноз и внушение», художник Владислав Мамышев-Монро на стенде Фонда Андрея Чеглакова.

Стенд Фонда Андрея Чеглакова. Объект мастера «топорописи» Нестора Энгельке и «Аполлон», художника Тимура Новикова.

«Аполлон», художник Тимур Новиков на стенде Фонда Андрея Чеглакова.

Параболическая антенна объединения Reсycle Group с фигурой Лаокоона.

Стенд галереи Planz слева две новые картины Александра Жерноклюева, на переднем плане металлическая лежанка Александры Weld Queen.

Работы четырех художников на стенде Volk были объединены общей усадебной темой: порталы Сержа Головача, сады и усадьбы самой Волконской, порталы Маши Суворовой и парковая скульптура, львы и грифоны, Максима Аксенова, все это позиционируется как интерьерные вещи для большого дома.

Художник Юлия Волконская, галерея Volk
Для меня не было особо успешным сотрудничество с галереями. Все топовые продажи я делала сама как художник. Но на ярмарке можно найти новый круг клиентов. То, что делает Василий Бычков, это очень серьезный уровень, поэтому я, наконец, здесь как новая галерея. Я собрала несколько крутых художников, и честь для меня, что они согласились выйти под новым брендом.

На стенде галереи Volk.

На стенде галереи Volk.

Свежая «Арт Москва» приятно удивляет отсутствием корнера АКИ или Тавриды, которые мы уже привыкли видеть на важных художественных ярмарках и где не только нельзя ничего купить, но даже посмотреть обычно не на что. Для пионерского творчества есть немало других креативных площадок. Но без некоммерческих стендов ярмарка, конечно, не осталась, и среди них самый интересный представляет небольшую выставку из коллекции Романа Бабичева, неброские портреты первой половины XX века работы выпускников ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа, в частности, ленинградского объединения «Круг художников».

Фотограф Олег Арнаутов (в зеленом) на стенде галереи «Моссельпром» показывает отпечатки Андрею Безукладникову, photographer.ru.

Еще одна интересная премьера выставки — галерея «Моссельпром». Ее открыла вернувшаяся несколько лет назад из Нью-Йорка художник Елена Сарни. В этом году галерея впервые на «Арт Москве». С недавних пор ей заведует фотограф Олег Арнаутов, поэтому на стенде «Моссельпрома» очень много фотографий, что для ярмарки современного искусства необычно.

Фотограф Олег Арнаутов, галерея «Моссельпром»
Мы не видим никакого противоречия на равных представлять фото вместе с живописью и скульптурой. Для зрителя это может быть немного неожиданно, традиции такой нет. Впервые на ярмарке такого уровня русская фотография представлена авторами очень широкого спектра. В папках десятки крупноформатных отпечатков трех поколений фотографов, их очень активно смотрят. Но мало покупают. Мое предположение, что сюда приходят не за «умным» искусством, а за тем, чтобы вписать какие-то вещи в интерьер.

Скульптура Вадима Кириллова «Команда» на стенде галереи «АРТтека».

В дни ярмарки были объявлены результаты ежегодной премии газеты The ArtNewsPaper. В номинации «Личный вклад» премию с формулировкой «За вклад в развитие художественного процесса и рынка искусства» получил основатель компании «Экспо-парк. Выставочные проекты» Василий Бычков. Тот, кто 30 лет назад придумал «Арт Москву», которая сегодня соединяет изобразительное и ювелирное искусство, дизайн и антиквариат. Ведь одна большая ярмарка лучше, чем четыре маленьких, правильно? Связи, наработанные на крупнейшей в восточной Европе художественной ярмарке, остаются на годы. Так оставим пока экспонентов подсчитывать прибыли и убытки и будем готовиться к Арх Москве, которая откроется меньше чем через месяц в том же месте, в Гостином Дворе.

Актриса Рената Литвинова на открытии Арт Москвы.

Стенд галереи Е.К.АртБюро справа картина художника Владимира Кожухаря «Победил своего крокодила».

Фарфоровая «Отдыхающая» Вадима Сазонова на фоне новых картин Фарида Богдалова повышенной жизнерадостности.

«Арбуз без косточек» художник Фарид Богдалов.

«Золотая рыбка» художник Фарид Богдалов.

На стенде галереи «Искусство Востока» большинство предметов японский антиквариат периода Мэйдзи.

Пейзаж Олега Иващенко и комод Гейдара Амира.

Сериграфия «Nittany Lion» художник Гийом Азулэй.

«Синее существо» советского художника Леонида Прыгунина.

«Дуня» советского художника Леонида Прыгунина.

Гобелены Алексея Бандуры на стенде галереи Hidden Place.

Абстракция Данилы Жирова на стенде галереи P.S. Grig Art.

На заднем плане в центре картина художника Максима Башева на стенд галереи «Толстой».

Скульптуры Дидерика ван Эппла на стенде галереи «Толстой».

«Золотое» изделие «Нора» экс-кандидата в президенты РФ Дарьи Русских на стенде Hotel Continental.

Екатерина Аксёнова-Чаленко и Олег Аксёнов, ARTVIVO на своем стенде.

Екатерина Аксёнова-Чаленко, ARTVIVO и архитектор Борис Уборевич-Боровский.

Вадим Костырин, WA и дизайнер Алексей Бочков.

Екатерина Аксёнова-Чаленко, ARTVIVO и дизайнер Екатерина Реброва, BoArt.

Художник Евгений Ches с гостьей вечера.

Художник Александра Weld Queen (в центре) с ассистентами.

Ольга и Олег Костенко, Исторический фарфор DSGY.

Екатерина Аксёнова-Чаленко, ARTVIVO и Вадим Костырин, WA.

Дизайнер Юлия Маркос и Роман Сальников, Decortier.

Новые изделие ARTVIVO из оксидированного медного сплава.

Екатерина Аксёнова-Чаленко, ARTVIVO и Варвара Милославская, «Интерьер+Дизайн».

Художник Екатерина Попова-Гамаюн, «Детали» и Екатерина Аксёнова-Чаленко, ARTVIVO.

Екатерина Боровкова, ADJ (слева) с гостями вечера.

На стенде галереи Rouge.

Картины «Ванна» и «Воин» художника Александра Архутика.

Алюминиевая Скульптура Сергея Соболева «Розовая жидкость».

Когда-то надувные, а теперь пластиковые утята и другие звери художника Эрика Мусина.

Животные на стенде художника Эрика Мусина и его студии Bait Park.

Фрагмент выставки коллекции Романа Бабичева.

Стенды тиражной графики пользовались большим интересом гостей.

Материал дополняется…

Поделиться статьей: