
В амфитеатре была развернута экспозиция итальянской дизайнерской мебели, подготовленная совместно с торговой компанией Casa Ricca.
В этом году «Арт Москва» собрала плотную и более солидную (во всех смыслах) экспозицию, чем в прошлом году. Отсутствие интерьерного блока, к которому мы уже привыкли, отчасти компенсировали стенды с симпатичными, вирированными в желтые тона индустриальными фотопейзажами Оксаны Кашенко (да, в этом сезоне Оксана еще и фотограф!). Дизайнер и флорист Кирилл Лопатинский создал «Хрустальный сад», миниатюрную оранжерею с художественным стеклом, мануфактура ARTVIVO продолжила развивать серию металлической мебели Duna с пеcочными мотивами и представила монументальное панно с фигурой муад’диба, песчаной мыши, которая дала имя главному герою роману Френка Герберта.

На стенде ARTVIVO было представлено развитие серии художественной мебели Duna. В центре — монументальное панно с импровизированной норой песчаной мыши муад’диба, вдохновленной одноименной книгой Фрэнка Герберта.
Дизайнер Екатерина Реброва показала несколько новых изделий вместе с галереей Fedini. Там же на стенде Fedini редакция обнаружила маленькое сокровище: несколько работ забытого художника Александра Заварина, которым 35-летняя выдержка пошла на пользу и сегодня, когда стабильность ценится гораздо выше, возросла и их интерьерная ценность.

Александр Заварин и Ирина Ива, представлены на стенде дизайн-бюро Екатерины Ребровой и Fedini Gallery.

Стенд художников Анастасии Ермаковой, Елены Митиной, Ивана Федотова и Ивана Маклонова. На комоде на заднем плане миниатюры Ивана Федотова.
Художник Иван Федотов участвовал в групповом стенде с салоном мебели Creatica и показывал очень симпатичные миниатюры из своего нового проекта, буквально извлекая их из тумбочки. Любопытно, что многие художники к третьему дню работы ярмарки расчехлились и достали из закромов маленькие и очень маленькие работы. Диверсификация продаж — дело хорошее, но ведь можно было и сразу? К сожалению, настольных предметов дизайна было сравнительно немного, и среди них самыми броскими оказались две коллекции, по иронии злой судьбы расположенные в прямой видимости. Некий Эрик Мусин (не путать с виртуозным живописцем Ириком Мусиным) сделал из пластмассы приблизительные модели советских надувных игрушек, а его визави скульптор и «метадизайнер» (как он сам себя называет, и какая-то сермяжная правда тут есть) Сергей Соболев прямо напротив демонстрировал абстрактные настольные скульптуры из алюминия. К сожалению, без прямого вопроса материал определить было невозможно, поскольку в обеих коллекциях он скрыт под эмалевой краской. Ну и, конечно, уже нигде нельзя обойтись без утяток TUD, которые уже давно протоптали кормовую тропу к сердцам москвичек и кошельку москвичей.
Ювелирный раздел стал больше, но, в отличие от арт-блока, еще не сошел с проторенной дорожки. Многие экспоненты демонстрируют те же изделия, что и на прошлых выпусках «Арт Москвы», поэтому мы не стали акцентировать на нем особое внимание. Приятное и неожиданное исключение—изумляющий (мы видели многое, но сейчас не преувеличиваем) стенд с масштабной коллекцией автомобильных маскотов, где были представлены фигурки на капот из баснословной эпохи ревущих двадцатых, в том числе серия по мотивам знаменитой экспедиции «Ситроена» по Черной Африке. Уже ради этих великолепных малотиражных вещей из крупнейшего в России собрания Михаила Михалева стоило посетить выставку, а современным ювелирам принять к сведению скромное изящество этих отлично состарившихся предметов.
Кстати, мы уверены, что скромность — постоянный признак хорошего стиля. И немного сожалеем, что стали невольными очевидцами (не исключая фотографа) совершенно Хармсовского случая на ярмарке: усталая перформерша в пустынном (скорее даже, пляжном) камуфляже зачем-то изображала пластические позы, извиваясь на полу под красным кубиком Рубика с выменем. Что это означало, мы не знаем, а от удивления даже забыли название стенда, однако надеемся, что аэробика благоприятно отразилась на продажах.
Другой же, знаменитый, травести-перформер Владислав Мамышев-Монро был представлен многофигурным коллажем на традиционной для Арт Москвы экспозиции Фонда Андрея Чеглакова, вместе с прекрасной Ольгой Флоренской и необычно неяркой «тряпочкой» Тимура Новикова с Аполлоном. Этот Аполлон оказался одной из всего двух обнаженных фигур на ярмарке; вторая, ню работы скульптора Максима Аксенова, нашлась на стенде галереи Volk.

Коллаж из серии «Гипноз и внушение», художник Владислав Мамышев-Монро на стенде Фонда Андрея Чеглакова.

Стенд галереи Planz слева две новые картины Александра Жерноклюева, на переднем плане металлическая лежанка Александры Weld Queen.
Работы четырех художников на стенде Volk были объединены общей усадебной темой: порталы Сержа Головача, сады и усадьбы самой Волконской, порталы Маши Суворовой и парковая скульптура, львы и грифоны, Максима Аксенова, все это позиционируется как интерьерные вещи для большого дома.
Свежая «Арт Москва» приятно удивляет отсутствием корнера АКИ или Тавриды, которые мы уже привыкли видеть на важных художественных ярмарках и где не только нельзя ничего купить, но даже посмотреть обычно не на что. Для пионерского творчества есть немало других креативных площадок. Но без некоммерческих стендов ярмарка, конечно, не осталась, и среди них самый интересный представляет небольшую выставку из коллекции Романа Бабичева, неброские портреты первой половины XX века работы выпускников ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа, в частности, ленинградского объединения «Круг художников».

Фотограф Олег Арнаутов (в зеленом) на стенде галереи «Моссельпром» показывает отпечатки Андрею Безукладникову, photographer.ru.
Еще одна интересная премьера выставки — галерея «Моссельпром». Ее открыла вернувшаяся несколько лет назад из Нью-Йорка художник Елена Сарни. В этом году галерея впервые на «Арт Москве». С недавних пор ей заведует фотограф Олег Арнаутов, поэтому на стенде «Моссельпрома» очень много фотографий, что для ярмарки современного искусства необычно.
В дни ярмарки были объявлены результаты ежегодной премии газеты The ArtNewsPaper. В номинации «Личный вклад» премию с формулировкой «За вклад в развитие художественного процесса и рынка искусства» получил основатель компании «Экспо-парк. Выставочные проекты» Василий Бычков. Тот, кто 30 лет назад придумал «Арт Москву», которая сегодня соединяет изобразительное и ювелирное искусство, дизайн и антиквариат. Ведь одна большая ярмарка лучше, чем четыре маленьких, правильно? Связи, наработанные на крупнейшей в восточной Европе художественной ярмарке, остаются на годы. Так оставим пока экспонентов подсчитывать прибыли и убытки и будем готовиться к Арх Москве, которая откроется меньше чем через месяц в том же месте, в Гостином Дворе.

Фарфоровая «Отдыхающая» Вадима Сазонова на фоне новых картин Фарида Богдалова повышенной жизнерадостности.
Материал дополняется…