Богемная квартира художницы Виолы Ланари

История о том, как иногда предметы влияют не только на интерьер, но и на судьбу их владельцев.

«Я строю свой собственный маленький музей», — говорит Виола о переполненном предметами доме. Дверь гостиной расписана стилистом Мод Смит в качестве импровизированного подарка ко дню рождения подруги. 

Когда Виола Ланари переехала десять лет назад в эту лондонскую квартиру, она даже не представляла, как та повлияет на ее жизнь. А началось все с двух неудачных ламп, которые стояли в нише, — вместо того, чтобы их выкинуть, будущая художница решила сделать их основой своего рода папье-маше, но используя гипс и ткань. Когда ее друзья и коллеги из интерьерных журналов (в тот момент Виола была стилистом) увидели эти лампы, к ней буквально выстроилась очередь.

С этой «поделки» по сути началась карьера Виолы как художника — сегодня, спустя чуть более чем десять лет, ее гипсовую мебель, лампы и тотемы заказывают дизайнеры, художественные галереи и выпускают всемирно известные британские и итальянские фабрики.

Дизайнер Виола Ланари в своей квартире. Рядом одна из ее гипсовых ботанических скульптур ручной работы, отлитых с использованием настоящих листьев. 

Кроме той оригинальной пары спонтанно переделанных ламп в очаровательно нестандартном, постоянно меняющемся доме Ланари лишь несколько предметов зафиксированы и имеют свои места. «Я редко вешаю даже картины», — говорит она, имея в виду холсты без рамок с нарциссами, розами и пасторальными сценами, которые то тут, то там прислонены к стенам, дверным косякам и даже к спинке пыльно-голубого дивана в гостиной, которая сама по себе представляет хаотичное лоскутное одеяло с леопардовым принтом, цветочными узорами, вышитыми подушками и шторами. «То, что предметы не закреплены, позволяет мне легко менять вещи местами и по-разному их сочетать. Поэтому это интерьер, который никогда не будет закончен».

Действительно, дом Виолы Ланари — это как огромная картотека материалов, образов и вдохновения. На каждой поверхности собраны самые разные предметы, которые она собрала во время путешествий и еженедельных вылазок на знаменитый рынок Портобелло-роуд. Эта постоянная охота за интересными вещами является своего рода профессиональной привычкой — Виола долго работала стилистом и помощником продюсера съемок для интерьерных журналов, кроме того, это занятие обеспечивает бесперебойный поток идей для ее гипсового искусства.

Даже не верится, что когда чуть больше десяти лет назад Виола с родителями переехала из Италии в эту квартиру в западной части Лондона, она была пустой и белой, как новый холст.

Сначала Виоле не понравилось, что на кухне очень мало места. Она повесила свою коллекцию керамики на стену над плитой и сняла несколько дверок со шкафов, чтобы облегчить доступ к своей растущей коллекции посуды. «Мне как-то очень быстро надоели белые стены. Несмотря на то, что в Италии мы часто живем в белых интерьерах, а тут меня еще и затопили, с потолком и стенами все равно надо было что-то сделать, и я решила что-то изменить», — вспоминает она.

Ковер-тигр приехал с хозяйкой из индийского Джайпура, монопринт на камине — знаменитого галериста и арт-дилера Джермейна Галлахера. Макраме начала ХХ века, которое украшает спинки викторианских сестринских кресел по обе стороны камина, Виола купила на аукционе. Тотемы перед камином выполнены по собственному дизайну Виолы.

А на этом кадре перед тем же камином мы видим уже плетеный чайный сервиз, который хозяйка дома привезла из Кении, он стоит на столике, который она сама создала для фабрики Porta Romana, модель называется Selina. 

Гостиная выдержана в спокойных коричневых оттенках, к ним Виолу подтолкнула оберточная бумага, в тот момент валявшаяся повсюду, а вот как в ее квартире появился зеленый, художник не помнит. «Я не знаю, почему выбрала изумрудный, если быть честной. Мне на самом деле нравится что-то такое довольно темное, угрюмое и не нравится пастельное или вычурное — то, что вам кажется пастельными тонами, на самом деле это просто яркие цвета, которые выцвели». А вот зеленый остался таким же насыщенным — это цвет второй спальни, выкрашенной почти полностью от стен до потолка в насыщенный, полуглянцевый изумрудно-зеленый оттенок.

Виола вспоминает, что стены и потолок в этой спальне отличались оттенком, а потом около кровати еще и пятна появились. «И тут мне пришла идея все это закрасить, я как раз смотрела фильм «Сильвия», тот, где Гвинет Пелтроу, и обратила внимание на отражающие свойства краски, использованной там в интерьерах». Поэтому стены и потолок полностью покрыты плотным зеленым цветом, что помогло скрыть архитектурную «лоскутность», присущую старым перестройкам, пережившим многочисленные реконструкции. «Наверное, окрашивать комнату полностью в один цвет сейчас модно, современно. Это заставляет комнату выглядеть так, будто она подвешена в собственном измерении», — размышляет Виола и считает спальню самой «дизайнерской» из всех комнат в квартире, но признается, что у нее это прежде всего не место для сна, а многофункциональное пространство: «Эта комната иногда является моей студией, я тут часто работаю и, кстати, даже обедаю».

Стены в прихожей покрыты серебристой фольгой. Можно было бы подумать, что это какая-то аллюзия на тему 1960-х, эры космоса или поп-арта, но идея возникла скорее из работ самой Виолы: «У меня есть серебристая бумага, из которой я делаю внутреннюю часть абажуров для своих ламп. Мне нравится, что «серебро» не является цветом как таковым, поэтому оно становится буквально «оберткой» для любых предметов и искусства на стенах. Мне хотелось чего-то по-настоящему современного на стенах в качестве фона, чтобы на нем можно было показать небольшие предметы, — говорит художница, добавляя, — мне нравится мелькание отражений. Это как на старинных картинах, когда белый мазок кисти имитирует вспышку света». Стены коридора, покрытые фольгой, создают отражающий фон, напоминающий водную гладь, идеально подходящий для коллекции небольших произведений искусства, керамических рыбок и старинных сигаретных карточек.

В главной спальне у Виолы висит вышитая шелком работа кенийского художника Дхахабу Нгумбао Даду, созданная для текстильного дизайнера Кирстен Хектерманн. Покрывало сшито из ткани Oberkampf, Pierre Frey.

Главная спальня.

В той же спальне стоит пара ламп Maudie, созданных Виолой для Porta Romana и украшенных экспериментальными абажурами. Монопринт галериста Джермейна Галлахера на этом фото переехал в спальню.

«Я считаю, что моя квартира очень английская, — говорит Виола, — но, видимо, это не так! Мне всегда нравился стиль английских коттеджей, но все, кого я спрашиваю, говорят, что мой стиль очень итальянский».

Поделиться статьей: