В столовой.

Высокие отношения: как дизайнер Юлия Маркос строила дом для известного ученого

В интерьерных журналах о трудностях проектирования и строительства писать не принято. Таков жанр, да и дизайнеры об этом обычно молчат. Тем интересней и необычней история этого нетривиального проекта, о котором в своей неподражаемой экспрессивной манере нам рассказала дизайнер, преподаватель, художник и актриса в одном лице — Юлия Маркос.

Автор проекта, дизайнер Юля Маркос.

«Когда я занялась проектом, дом был уже возведен, но без дизайнера, — начинает рассказ Юлия. — За всё отвечал прораб. За основу был взят неплохой проект, но он его ополовинил, подумал, видимо, что всё войдет. В общем, на восьмистах квадратных метрах дома — всего два санузла, по одному на этаже. А семья планирует жить большая, три поколения. Кроме того, семья эта с кавказскими корнями, поэтому гости предполагались в огромном количестве, и тут один туалет на этаже, причем миниатюрный. Бассейн есть, но при нем нет даже раздевалки. Я говорю: “А вы как себе представляете, где переодеваться?“, он говорит: “Каждый у себя в комнате…”. Получалось, что хозяева и гости через всю гостиную в халатах будут шествовать в бассейн, а потом мокрые — обратно. Ни туалета, ни сауны при бассейне тоже не было предусмотрено, зато была лестница в бильярдную, то есть предполагалось, видимо, что гости отправятся потом из бассейна, мокрые, играть в цокольный этаж на бильярде, и, как он любил говорить, “жарить в камине барана”. При этом камин планировался белый… Это я самые экстравагантные решения вспоминаю…

И тут прихожу я, смотрю на всё это и выпускаю проект с указанием — монолитную лестницу полностью замуровать. В этой зоне я расположила то, что нужно при бассейне: сауну, хаммам, раздевалки, душевую, санузел и так далее. За счет освободившегося места получился еще антресольный этаж, куда сейчас ведет стеклянная лестница. Второй этаж я тоже полностью поменяла. Там планировалось что-то вроде второй гостиной, но в итоге появились спальни с санузлами и гардеробными, кабинет, библиотека и прочие помещения.

Хозяин дома — человек интеллигентный, более того, ученый, — когда посмотрел распечатанный проект и выслушал меня, просто сказал “слушайте ее”, и всё. С того самого дня, как я предлагала, так и делалось.

Гостиная. Камин, Godin, кресла у камина приобретены в Arredo, прочая мебель в Reloft.

Пошив штор, French Touch, английская фурнитура для них сделана на заказ по эскизам автора проекта. Лестница кованая, выполнена на заказ компанией «София Декор». Сервиз на переднем плане, Noritake.

На фото столовая. Голубой сервиз, Noritake, бронзовая пантера, Yachtline, всё «Дом Фарфора». Зеркало, Tosconova. Стулья, обеденный стол и комод, Don Maison.

Вид с галереи второго этажа. За дверями слева (за кадром) находится кабинет хозяина дома. За дверью по центру — хозяйская спальня. Двери около камина ведут в зимний сад.

Зимний сад, вид из гостиной.

Вид на диванный уголок гостиной с галереи второго этажа.

Малая китайская гостиная. Все столярные изделия и столик выполнены по эскизам Юлии компанией «София Декор».

Вообще, конечно, это был безумно интересный, хоть и сложный проект. И семья заказчиков просто замечательная. Хозяин — известный ученый, почетный гражданин города. Поэтому он, собственно, там и живет, занимается исследованиями в области агрохимии — всё это в Москву не увезешь. Две его дочери тоже в области сельского хозяйства работают, поэтому я даже в свое время придумала для них символ в виде колосьев, сейчас в виде бронзового рельефа он украшает парадную дверь. Дочери со своими семьями тоже занимают часть дома, хотя у них есть и собственные квартиры. Хозяйка очень интеллигентная, деликатная, увлекается коллекционированием посуды, предметов искусства, старых книг, хорошо разбирается в темах, связанных с Востоком. Почти все предметы, которые мы видим на фото, — это часть ее коллекции», — рассказывает о своих заказчиках Юлия.

Кабинет хозяина дома.

Кабинет хозяина дома.

Естественно, у большой семьи бывает и много гостей, поэтому сложилась такая большая гостиная, включающая столовую и каминную зоны, а также большую диванную группу, собранную вокруг плазмы. «Когда дошло до обстановки и декорирования, выяснилось, что у мужа и жены разные представления о том, каким должен быть стиль интерьера, — вспоминает Юлия. — Хозяйке нравились нейтральные цвета, лаковое такое черно-белое ар-деко, а хозяин тяготел к тому, что я назвала бы ампиром, то есть золотое, торжественное».

Однако угодить нужно было всем, поэтому в качестве базового стиля дизайнер выбрала спокойную классику с пастельными цветами, легкими позолоченными деталями, шинуазри и вкраплениями подлинного китайского антиквариата. «В классических европейских интерьерах много китайских ваз и прочего восточного декора, — объясняет дизайнер. — Мы ездили с хозяйкой в Италию, смотрели какие-то старинные вещи, что-то покупали, что-то я зарисовывала, чтобы потом сделать эскизы. Так у нас постепенно сложилась гармоничная многослойная классика с самыми разными стилевыми ответвлениями».

Так как было много изменений, то появлялись новые помещения, в которых стили иногда причудливо смешивались. Так, в кабинете обосновалась торжественная классика, в цветовой гамме имеется даже пурпур. В стилистике, отсылающей к ар-деко и колониальному стилю, оформлена малая китайская гостиная (которая иногда становится гостевой комнатой) — название говорит само за себя: оформление комнаты состоит из смеси китайских вещей и мебели с геометричными рисунками в стиле ар-деко. В центре большой лаковый столик со скругленными ножками, который Юлия разработала специально для этой комнаты. Если главная спальня выполнена в классическом стиле, то спальня одной из дочерей — это микс юго-восточных и французских мотивов: восточные лампы и тумбы, панно с китайскими божествами соседствуют с абсолютно европейским по духу будуаром, где ощущение Франции усиливается от того, что окна в этой части дома скруглены, как это было модно на фасадах в стиле ар-нуво. И такие помещения в доме скорее правило, чем исключение. Отметим, что в приватных помещениях уровень детализации выше, в спальнях подобраны текстильные обои, ковры, оформление кроватей. Каждая из ванных комнат особенная и оформлена в оттенках, стиле и настроении спальни, к которой примыкает.

Главная спальня. Мебель итальянских и французских фабрик приобретена в компании Arredo. Светильники, Visual Comfort. Ковер из Декораторского ателье Марка Патлиса. Текстильное оформление кровати и постель, Not Saint Gregory.

Примыкающая к главной спальне ванная комната.

Еще одна новая и необычная комната появилась, когда планировали новую лестницу между первым и цокольным этажом. Было решено в этом месте обустроить зимний сад, которого не было в проекте. В итоге получился объем, который вышел за первоначальные контуры дома. Через него удалось организовать также выход в сад и новую лестницу, ведущую в бильярдную. Это помещение, примыкающее к гостиной между столовой зоной и камином, выдержано в смеси французских стилей начала прошлого века с нотами шинуазри; ковка «как у Эктора Гимара» напоминает французское метро, но в миниатюре. На объектах Юлии вообще просто изумительно удается и смотрится сложная ковка, в этом проекте ей нашлось место еще и на большой парадной лестнице в гостиной. Сюда же на заказ по эскизам Юлии шились семиметровые шторы. Всю фурнитуру: помпоны, бусины, тесьму — изготовили в Англии. Но с первого раза мастера не смогли понять все детали замысла, поэтому несколько раз переделывали работу, помпоны и кисти летали туда и обратно. Юлия рисовала всё более подробные эскизы, и в итоге ей всё-таки удалось добиться нужного результата.

Спальню дочери, оклеенную текстильными обоями, украшает антикварное китайское панно из коллекции Юлии Маркос.

Спальня дочери. Лампа на тумбочке винтажная, привезена дизайнером из Юго-Восточной Азии. Текстиль и постельное белье, Not Saint Gregory.

Спальня дочери. Столик для макияжа.

Спальня второй дочери.

Ванная комната при этой спальне.

От неудачного изначального проекта остались еще довольно крупные радиаторы прямо при входе в гостиную. Дизайнер нашла выход и закрыла их деревянными экранами, переходящими выше в ниши, — получились красивые шкафы, которые выполняют еще и «камуфляжную» функцию. Вообще, Юлия не допускает никаких «шероховатостей» в оформлении своих проектов — коммуникации можно найти, только если она сама их покажет. Еще один пример: в малой китайской гостиной один из симметричных лаковых шкафов-пеналов, выполненных по проекту дизайнера, на самом деле скрывает трубы. На кухне, которая находится между китайской гостиной и бассейном на первом этаже, была разработана вся мебель, помимо итальянского гарнитура. Из-за особенностей проекта и изначально скругленной стены в бассейне, к которой кухня прилегает, помещение получилось недостаточно просторным. Но это удалось компенсировать, увеличив количество шкафов и прочих мест хранения, выведенных в вертикальной плоскости. Кроме того, по эскизам Юлии изготовлена мебель для кухни, узкая горка для бокалов и некоторые другие предметы обстановки.

Основная кухня, вид из гостиной.

Кухня. Цветное стекло на столе, Гусевской Хрустальный Завод им. Мальцова.

Возвращаясь к кухне: именно из-за небольшого размера кухни и потому что хозяева очень любят готовить и принимать гостей, было решено спроектировать еще и летнюю кухню. Летняя она лишь формально, так как в холодное время года закрываются стеклянные створки и всё отапливается. Выдержана она в сложном миксе условно «летних» средиземноморских стилей от Марокко до Италии. Сейчас это любимое место хозяев, где они в любой сезон собираются с друзьями на все семейные торжества.

Проект занял семь лет, и это не только стройка, но и изменения, улучшения и расширения: сложносочиненный дом приобрел индивидуальность, неповторимые черты. Будто живой организм, особняк растет и развивается вместе с жильцами — появляются новые комнаты и новые воспоминания, он наполняется подарками и сувенирами, как пресловутая полная чаша, сравнение этого дома с которой очень к месту.

После перепланировки в бассейне появилась антресоль и понадобилась лестница. Юлия решила сделать ее прозрачной. Хотя конструкция абсолютно надежна, сама дизайнер признается, что из-за прозрачного материала боится по ней ходить.

А история с «сердитым прорабом» закончилась хорошо, как и сам проект, ко всеобщему удовольствию. После того как хозяин дома попросил полностью следовать проекту Юлии, противостояние специалистов достигло своего апогея. «Сейчас я смеюсь, когда эту историю вспоминаю, — говорит, улыбаясь, Юлия, — но тогда я думала, что он столкнет меня с лесов каких-нибудь или уронит как бы невзначай в чашу бассейна, поэтому старалась туда одна не приезжать. Вообще, достаточно тяжело было вести этот проект вначале — зима, дальнее Подмосковье, дом стоит без отопления и воды. В итоге я знала все кафе а-ля “У дяди Жоры” и заправки с туалетами. Ну и вишенка на торте — “сердитый прораб”. И вот однажды между нами всё устаканилось самым неожиданным образом. Через год наших постоянных боданий, как раз во время очередного скандала (причем вы должны представить, что он же грузин, а я армянка, себя в обиду не даю) вдруг он мне говорит: “Я когда уже работал на стройке, ты пешком под стол ходила”. Я просто опешила и спрашиваю: “А сколько же вам лет?” (мне тогда было 45). А он говорит: “Мне 46!” В общем, я показала ему права, мы посмеялись, и его отпустило. Мы в итоге даже подружились. Он всё хохотал, говорит: “Я думал, пришла какая-то девочка без опыта, всё мне тут испортила”. Такая вот производственная драма, — к счастью, со счастливым концом».

Бильярдная находится на цокольном этаже, примерно под бассейном.

Из бильярдной можно попасть в спортзал и технические помещения.

В многочисленных витринах разместились семейные реликвии и сувениры из путешествий.

Дровяная печь на летней кухне.

Столовой зона при летней кухне.

На просторной летней кухне были смонтированы отопление и раздвижные окна на случай непогоды, поэтому эксплуатируется она в любое время года.

В летней кухне. Постамент остался от прежнего не вполне удачного камина, от которого хозяева решили отказаться. Теперь его используют как сервировочный стол.

В летней кухне.

Вокруг дома разбит небольшой сад. За перголой видна стена летней кухни.

В саду.

В главном холле.

Главный холл. Вид из гостиной на парадную дверь.

Если присмотреться, на массивных дверях парадного входа можно заметить золоченые медальоны. Их Юлия Маркос придумала для семьи как своего рода герб. Так как и владелец дома, и его дочери связаны с аграрными науками, медальоны украшают символы плодородия — пшеничные колосья.

Главный фасад дома.

Поделиться статьей: