Вначале, конечно, заказчик относился к архитекторам с определенным скепсисом. «Это был не первый дом нашего клиента, опыт жизни в разных домах у него был нерядовой, поэтому он отлично понимал, чего ему не хватает, что лишнее, а что хотелось бы добавить, — вспоминает архитектор Наталья Водопьянова, — решили начать с планировки, попробовать, а дальше как пойдет».
Однако планировка была быстро согласована и проект продолжился, причем расположение комнат оказалось не совсем обычным, как и логика хозяина дома, и заставила архитекторов иначе отнестись ко всем своим знаниям о кухнях и их оснащении. Хотя авторы проекта прекрасно и с удовольствием готовят, клиенту удалось их удивить.
«Наш заказчик настолько любит готовить, что сразу оговорил — на террасе должна быть предусмотрена отдельная небольшая черновая кухонька для хранения всех котлов, шампуров, противней. Чтобы всё жирное и в саже не носить в красивую главную кухню, не мыть их там, — рассказывает архитектор Елена Тамбиева, — это было важное требование, так как он любит готовить на открытом огне и хорошо в этом разбирается. В общем, у него было абсолютно четкое понимание, как должна выглядеть, назовем ее “кухонная зона“: что из кухни должен быть выход на террасу и столовую с черновой кухней, что должна быть большая кладовая для хранения при кухне основной, что при террасе должна быть своя маленькая кладовочка, где должна быть раковина и полочки для специй. То есть он держал в голове все процессы: как он входит и приносит мясо, как и в каком холодильном ларе он его хранит, как он его разделывает и где должна быть раковина, где должна быть столешница, — он всё это представлял очень четко».
В общем, проект пришлось начинать с кухни, и к тому же, многие кулинарные процессы действительно оказались для авторов проекта открытием, потому что ни предыдущие заказчики, ни сами архитекторы просто не смотрели на кулинарные эксперименты под такими углами и гранями. По мнению авторов, все эти требования сыграли значительную роль в планировке.
В кухонной зоне появилась крытая терраса со входом из основной кухни. В ней предусмотрена кухня черновая, столовая зона с большим обеденным столом и стеллажи для хранения коллекции алкоголя.
Кстати о коллекциях. Еще одной нетипичной задачей при проектировании этого дома было вписать огромные коллекции хозяев и всевозможные предметы, которые они решили перевезти в новый дом. «Мы даже немного заволновались, старый дом был больше, — вспоминает Наталья, — это очень разные предметы по настроению, но их объединяет то, что они все для хозяев важны и любимы, поэтому нам нужно было их интегрировать в проект, причем подобрать новую отделку и декор так, чтобы с довольно разными предметами они дали интересные сочетания, и в конечном итоге возникли симбиоз и гармония».
Для некоторых помещений оформление стен подобрано как отражение того искусства или коллекций, которые планировались там к развеске. Например, в зоне главной лестницы с латунными подступенками оформление стен серое с графичными полосами, оно подобрано как фон для парных картин в восточном стиле. И такое можно сказать почти о любом предмете искусства в этом доме — для предмета определялось место, затем в проекте к нему подбирался максимально подходящий фон в сложных оттенках и фактурах.
Если на первом этаже, который отведен под общие зоны, точкой особого приложения сил и повышенного внимания стала кухня в комплексе с гостиной и террасой, то на втором, приватном этаже, больше всего внимания потребовали спальни хозяев, выходящие в большой нарядный холл с фасетированными зеркалами. Интересна конфигурация спален, объединенных зоной ванных комнат, собственно, с просторными помещениями санузлов, оборудованных раковинами и мебелью на вкус каждого из супругов, в центре находится большая душевая. То есть через такую двойную ванную комнату можно попасть из одной в спальни в другую, как и через холл. Комнаты хозяев при этом выдержаны в совершенно разной стилистике, отражающей их индивидуальные предпочтения.
В спальне хозяина дома — более темная гамма отделки, он очень любит графику Эшера. Обои-панно с геометричным рисунком как раз близки по теме сюжетам художника, их подобрали в темных цветах. Мебель в кабинетном углу его комнаты винтажная, благородных цветовых сочетаний и материалов, к ней в тон подобрана современная минималистичная кровать.
Спальня хозяйки дома, напротив, собрана в легких прохладных цветах. Оттенок и деликатный флористический рисунок обоев долго и скрупулезно выбирала хозяйка, архитекторы перебрали несколько десятков каталогов, пока не был найден единственно верный образец. При этом мебель тут достаточно необычная и, в отличие от тонкого графичного рисунка обоев, обращает на себя внимание: покрытые черным лаком винтажные стулья ориентальных абрисов хозяйка привезла из одного из путешествий, к ним подобрана группа современных лаконичных столиков, и таким образом получился декоративный гостиный уголок с «дальневосточным» настроением.
Вторую часть верхнего этажа занимает просторная комната, которую можно принять за гостиную, по сути, это она и есть, но с функцией библиотеки и домашнего кинотеатра. Хозяин дома является экспертом в этой области в силу специфики своей работы, и, помимо кухни и коллекционирования, смотреть кино в домашних условиях — еще одно важное для него хобби. И если гостиная на нижнем этаже из-за открытых проемов не может идеально «звучать», то верхний зал создавался именно для того, чтобы быть звукоизолированным и акустически выверенным.
Интересно, что внуки хозяев живут в том же поселке, и проект для их дома тоже делало бюро Berloga, поэтому необходимости в гостевых комнатах, по сути, нет — между домами 5 минут пешком. Когда внуки оказываются в доме, то просторное помещение домашнего кинотеатра становится их игровой.
«В итоге дом, когда заполнился вещами хозяев, их этнической мебелью, коллекциями, стал выглядеть очень эклектично, но от того неожиданно и очень эффектно, и в какой-то момент я поняла, что самым главным для заказчиков в этом проекте было, чтобы каждый ракурс дома им нравился, вызывал теплые воспоминания и радовал глаз. Об этом никто не говорил, но в какой-то момент ближе к финалу для меня это стало абсолютно очевидно, — говорит Наталья Водопьянова, — и мне кажется, нам вместе с заказчиками это удалось».